Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Урок 1. Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940 – 1950 годов.
1.Составьте план рассказа о Н.А. Заболоцком по материалам статьи учебника. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
2.Заполните вторую и третью часть таблицы в ходе прослушивания сообщений учителя и учащихся по образцу.
3.Запишите имена композиторов, написавших музыку к стихам Н.Заболоцкого «Обрываются речи влюблённых…», «Признание». _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
4.Запишите ответ на вопрос: «Что значит “жить по долгу, по закону строфы и строки”?» (4 – 5 предложений). _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Урок 2. Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…»
1.Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление её к гармонии. В чём смысл противопоставления этих начал?
2.В стихотворении Заболоцкого присутствуют развёрнутые, многослойные метафоры, превращённые в философско-поэтические афоризмы. Они представляют собой внутренне законченные пейзажи и вместе с тем события, как бы поступки самой природы. Выпишите из стихотворения от слов «Когда, сияньем немощным объята…» до слов «Из бездны вод встаёт передо мной» глагольные метафоры, метафорические и оценочные эпитеты по образцу.
3.Какой образ природы воссоздают метафорические и оценочные эпитеты? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
4.Какое психологическое состояние природы передают глагольные метафоры? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
5.Какой смысл приобретает метафора «прообраз боли человечьей»? Запишите лексическое значение слова. Прообраз ________________________________________________________
6.Какой смысл приобретает последнее четверостишие стихотворения? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Урок 3. Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»
1.Какое впечатление оставляет начало стихотворения: «Среди других играющих детей // Она напоминает лягушонка»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
2.Какой смысл приобретает замечание «среди других играющих детей»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
3.Какой образ возникает в сравнении с лягушонком? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
4.Какое впечатление оставляет описание портрета девочки? Что подчёркивает эпитет «худая»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
5.Выпишите детали, открывающие внутренний мир девочки в картине игры. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
6.В чём заключается счастье бытия, по мысли автора? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
7.Что позволяет заметить подробность «не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про неё»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
8.Запишите лексическое значение слова. Альтруизм _________________________________________________________
9.Как углубляют представление о «счастье бытия» строчки «ей всё на свете так безмерно ново»? __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
10.О ком говорит поэт, замечая: «Ей… так живо всё, что для иных мертво!»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
11.Что подчёркивает поэт, выделяя слово «один»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
12.Почему дважды повторяется «мне верить хочется»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
13.Что превращает физическую некрасивость в красоту? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
14.Запишите лексическое значение слова. Грация ___________________________________________________________
15.Однозначен ли ответ на вопрос: «Что есть красота?» Пустая внешняя форма, «сосуд» или «огонь, мерцающий в сосуде»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
16.Запишите лексическое значение слова, подберите к нему синонимы. Мерцать __________________________________________________________
Почему автор выбрал именно это слово? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
17.Какие части можно выделить в стихотворении «Старая актриса»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
18.Что особенно подчёркивает поэт в портрете героини и почему? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
19.Осуждает ли поэт старую актрису за скупость, вздорность? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
20.Что объединяет стихотворения «Старая актриса» и «Некрасивая девочка»? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Урок 4. Анализ письменных работ учащихся
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Создайте короткий текст, выражающий тему, идею, настроение вашего сочинения на тему «Что есть красота!», и поместите его перед сочинением. Укажите название литературоведческого термина. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
2.Выпишите из раздела, посвящённого творчеству Н. Заболоцкого, пример стиха. Дайте его определение. ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
3.Определите стихотворный размер.
В позолоченной комнате стиля ампир, Где шнурками затянуты кресла, Театральной Москвы позабытый кумир И владычица наша воскресла. ___________________________________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4937 | | |
Всего комментариев: 0 | |