Творчество Г.Р. Державина

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Тема. Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа».

 (Самостоятельная работа)

 

1.Запишите вопросы к статье учебника «Из литературы XVIII века».

____________________________________________________________

 

2.Запишите имя итальянского музыканта, поэта и живописца, автора самого известного портрета Г.Р. Державина. ________________________________

 

3.Исследовательская работа с текстом оды «Вельможа». Заполните таблицу.

 

1 вариант.

Выпишите из текста слова и словосочетания, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля. Каков он в изображении Г.Р. Державина?

 

2 вариант.

Выпишите из текста слова и словосочетания, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ. Какое недостойный вельможа в изображении Г.Р. Державина?

 

Честный и неподкупный государственный деятель

Царский любимец, грабящий страну и народ

 

 

 

4.Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи? Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объёме (краски, звуки, запахи).

____________________________________________________________

 

5.Выпишите из оды все примеры крылатых выражений и афоризмов. Объясните их значение. __________________________________________________________

 

6.Каким, по мысли Г.Р. Державина, должно быть справедливое государственное устройство? _______________________________________________________

 

7.С кем сравнивает Г.Р. Державин достойного вельможу? Выпишите из текста цитату, объясните смысл этого сравнения. __________________________________________________________

 

8.Заполните вторую часть таблицу «Черты классицизма и новаторство в творчестве Г.Р. Державина».

 

Традиции классицизма

Новаторство

Использование традиционных жанров (ода). Принцип рационализма, культ разума, стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления, утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности, идеализация героев, деление героев на положительных и отрицательных, обращение к общественной проблематике

 

 

 

Тема. Г.Р. Державин «Памятник»

 

1.Прослушайте сообщение «искусствоведа» о Горации. Запишите коротко основные сведения о поэте золотого века римской литературы. ______________________________________________

 

2.Прочитайте выразительно перевод из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…». Определите тему и главную мысль стихотворения.

____________________________________________________________

 

3.Запишите лексическое значение слов и словосочетаний.

 

Авфид ____________________________________________________

Давнус ____________________________________________________

Стихи эольски ______________________________________________

Алцейской лирой ___________________________________________

Дельфийским лавром ________________________________________

Аквилон ___________________________________________________

Муза ______________________________________________________

 

4.Заполните вторую и третью часть таблицы.

 

Стихотворения «Памятник» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина

 

М.В. Ломоносов

Г.Р. Державин

Стихотворный размер

 

 

Реалии источника (понятия античности, географические названия)

 

 

Авторская позиция

 

 

Тема

 

 

 

5.Прочитайте выразительно стихотворение «Памятник» Г.Р. Державина. Созвучны ли темы произведений Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова? Запишите вывод.

____________________________________________________________

 

6.Запишите лексическое значение слов.

Забавный ___________________________________________________

Фелица _____________________________________________________

Дезать ______________________________________________________

 

Почему в четвёртой строфе употреблено слово дерзнул? __________________________________________________________

 

7.Познакомьтесь с репродукцией портрета Екатерины II работы В.Боровиковского. что объединяет изображение Екатерины II на картине и в оде? __________________________________________

 

8.Каково значение сочетания слов забавный русский слог? __________________________________________________________

 

9.Выпишите слова, принадлежащие к «высокому стилю». Какова их роль?

____________________________________________________________

 

10.Выпишите из стихотворения примеры средств художественной выразительности по вторую часть таблицы. Каково их значение?

 

Средства художественной выразительности

Примеры

Эпитет

 

Гипербола и сравнение

 

Олицетворение

 

Риторическое обращение

 

 

____________________________________________________________

 

11.Запишите черты сходства и различия произведений М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина ____________________________________________________________

 

12.Запишите имена других русских поэтов, обращавшихся к тридцатой оде Горация «К Мельпомене». _________________________________________________________

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Запишите названия стихотворений, написанных в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица. Укажите название литературоведческого термина._______________________________________

 

2.Как в литературоведении называется персонаж, от лица которого поэт выражает свои мысли и чувства? Каков он в произведениях Г.Р. Державина? ______________

 

3.Составьте схему строфы.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит.

____________________________________________________________

 

4.Запишите микротемы каждой строфы стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».

___________________________________________________________



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (13.08.2014)
Просмотров: 6950 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: