Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Тема. Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа». (Самостоятельная работа)
1.Запишите вопросы к статье учебника «Из литературы XVIII века». ____________________________________________________________
2.Запишите имя итальянского музыканта, поэта и живописца, автора самого известного портрета Г.Р. Державина. ________________________________
3.Исследовательская работа с текстом оды «Вельможа». Заполните таблицу.
1 вариант. Выпишите из текста слова и словосочетания, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля. Каков он в изображении Г.Р. Державина?
2 вариант. Выпишите из текста слова и словосочетания, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ. Какое недостойный вельможа в изображении Г.Р. Державина?
4.Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи? Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объёме (краски, звуки, запахи). ____________________________________________________________
5.Выпишите из оды все примеры крылатых выражений и афоризмов. Объясните их значение. __________________________________________________________
6.Каким, по мысли Г.Р. Державина, должно быть справедливое государственное устройство? _______________________________________________________
7.С кем сравнивает Г.Р. Державин достойного вельможу? Выпишите из текста цитату, объясните смысл этого сравнения. __________________________________________________________
8.Заполните вторую часть таблицу «Черты классицизма и новаторство в творчестве Г.Р. Державина».
Тема. Г.Р. Державин «Памятник»
1.Прослушайте сообщение «искусствоведа» о Горации. Запишите коротко основные сведения о поэте золотого века римской литературы. ______________________________________________
2.Прочитайте выразительно перевод из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…». Определите тему и главную мысль стихотворения. ____________________________________________________________
3.Запишите лексическое значение слов и словосочетаний.
Авфид ____________________________________________________ Давнус ____________________________________________________ Стихи эольски ______________________________________________ Алцейской лирой ___________________________________________ Дельфийским лавром ________________________________________ Аквилон ___________________________________________________ Муза ______________________________________________________
4.Заполните вторую и третью часть таблицы.
5.Прочитайте выразительно стихотворение «Памятник» Г.Р. Державина. Созвучны ли темы произведений Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова? Запишите вывод. ____________________________________________________________
6.Запишите лексическое значение слов. Забавный ___________________________________________________ Фелица _____________________________________________________ Дезать ______________________________________________________
Почему в четвёртой строфе употреблено слово дерзнул? __________________________________________________________
7.Познакомьтесь с репродукцией портрета Екатерины II работы В.Боровиковского. что объединяет изображение Екатерины II на картине и в оде? __________________________________________
8.Каково значение сочетания слов забавный русский слог? __________________________________________________________
9.Выпишите слова, принадлежащие к «высокому стилю». Какова их роль? ____________________________________________________________
10.Выпишите из стихотворения примеры средств художественной выразительности по вторую часть таблицы. Каково их значение?
____________________________________________________________
11.Запишите черты сходства и различия произведений М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина ____________________________________________________________
12.Запишите имена других русских поэтов, обращавшихся к тридцатой оде Горация «К Мельпомене». _________________________________________________________
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Запишите названия стихотворений, написанных в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица. Укажите название литературоведческого термина._______________________________________
2.Как в литературоведении называется персонаж, от лица которого поэт выражает свои мысли и чувства? Каков он в произведениях Г.Р. Державина? ______________
3.Составьте схему строфы. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов твёрже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полёт его не сокрушит. ____________________________________________________________
4.Запишите микротемы каждой строфы стихотворения Г.Р. Державина «Памятник». ___________________________________________________________ Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6950 | |
Всего комментариев: 0 | |