Творчество В.А. Жуковского

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Тема. В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь»

 

1.Запишите вопросы к статье учебника, посвящённой творчеству В.А. Жуковского.

___________________________________________________________________

 

2.Запишите признаки баллады.

___________________________________________________________________

 

3.Одним из признаков баллады является наличие основных сюжетных элементов: завязки, кульминации, развязки, придающих ей повествовательный характер. Найдите в тексте эти элементы. Заполните третью часть таблицы.

 

Экспозиция

Какова судьба персонажей до событий, изображённых в балладе?

 

Завязка

Какое событие заставило всадника пуститься в путь?

 

Развитие действия

События, происходящие в балладе

 

Кульминация

Момент наивысшего развития действия

 

Развязка

Заключительный момент в развитии действия

 

 

4. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из текста баллады слова, воссоздающие мир реальный и фантастический.

 

 

Реальный мир

Фантастический мир

Предметы

 

 

Образы

 

 

Звуки

 

 

Краски

 

 

Чувства

 

 

 

5.Какие особенности романтического мировосприятия нашли отражение в балладе?

__________________________________________________________________________

 

6.М.И. Цветаева сделала такой вывод из сопоставления двух «Лесных царей»: «Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного Царя», чем это сделал Жуковский, – нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой “Лесной царь“».

Как вы поняли, почему же это другой «Лесной царь»? Что в нём – «Лесном царе» Жуковского – другого, иного, чем в подлиннике Гёте?

_____________________________________________________________________

 

 

 

Тема. В.А. Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

 

1.Какие части можно выделить в стихотворении «Невыразимое»? Запишите цитаты, соответствующие

- началу-тезису;

- второй части – размышлению о том, что искусство призвано передать особенности внутренней жизни создания;

- концовке.

__________________________________________________________________

 

2.Выпишите из части стихотворения от начала до слов «И обессиленно безмолвствует искусство?» слова, соотнесённые по значению со словом сердце. Какой смысл приобретает это слово в контексте?

___________________________________________________________________

 

3.Выпишите из первой части стихотворения слова и сочетания слов, воссоздающие различные оттенки эмоций лирического героя. Что передано в этих словах – описание мира или отражение его в сознании?

__________________________________________________________________

 

4.Прочитайте выразительно часть стихотворения от слов «Что видимо очам – сей пламень облаков…» до «…для их блестящей красоты». Какое значение приобретает метафора «пламень облаков», эпитет «тихий», слово «небо « в контексте данной части стихотворения? Заполните вторую и третью части таблицы, указав прямое значение слова и то, что оно обозначает в контексте элегии.

 

 

Прямое значение

Контекстное значение

Пламень облаков

 

 

Тихий

 

 

Небо

 

 

 

5.Прочитайте выразительно часть стихотворения от слов «Но то, что слито с сей блестящей красотою…» до конца.

Выпишите слова, связанные с понятием «невыразимое». Что передают эти понятия?

__________________________________________________________________

 

6.Выпишите примеры средств художественной выразительности из данного фрагмента. Какова их роль?

Оксюмороны

 

Анафоры

 

Риторические вопросы

 

Эпитеты

 

 

7.Выпишите афористические выражения из стихотворения. Объясните их значение.

____________________________________________________________________

 

8.В первой публикации стихотворения «Невыразимое» в «Памятнике отечественных муз» за 1827 год отсутствовал подзаголовок «Отрывок». Он появился в четвёртом издании в Собрании сочинений Жуковского 1836 года. Почему стихотворение получило такой подзаголовок? Каков его смысл?

___________________________________________________________________

 

9.Выпишите из текста элегии «Море» слова, соотнесённые со словом море в спокойном состоянии (1 вариант), в бурю (2 вариант), после бури (3 вариант) и со словом небо (4 вариант).

 

Море

Небо

В спокойном состоянии

В бурю

После бури

 

 

 

 

 

10.Выпишите из стихотворения «Море» примеры метафор, сравнений, олицетворений. Какова их роль? _____________________________________________________________

 

11.Как передано состояние бушующего моря в элегии? Выпишите строки, звучание которых создаёт иллюзию шипения клокочущих волн.

________________________________________________________________________

 

12.Какие миры олицетворяют море и небо?

________________________________________________________________________

 

13.Какой смысл порыва морской стихии к небу?

________________________________________________________________________
 



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (13.08.2014)
Просмотров: 4741 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: