Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Уровень А
Вариант 1
- Охарактеризуйте жанровое своеобразие русских народных песен, приведите примеры, выявляющие их особенности и специфические черты.
- Что такое календарные песни? Как они связаны с временами года? Каковы причины их возникновения?
Вариант 2
- Какие песни исполняли на Святках? В какое время года проходят Святки? С какими христианскими праздниками они связаны?
- Приведите примеры русских лирических любовных песен, определите их характер.
Вариант 3
- Объясните, в чём заключается обряд колядования. Как возникло это слово?
- Приведите примеры хороводных, игровых, плясовых песен. Каково их происхождение?
Уровень В
Вариант 1
- Приведите примеры свадебных песен. Проанализируйте их тематику. О чём было принято петь на свадьбах?
- Охарактеризуйте частушки как жанр. Приведите примеры. Объясните лексическое происхождение этого слова.
Вариант 2
- Охарактеризуйте причитания-плачи. Какова их тематика? Когда и при каких обстоятельствах оплакивали своих близких? С какими обрядами связаны плачи?
- Как в русских народных песнях отражена наша история, обряды, эпоха?
Вариант 3
- Как исполнялись песни различных жанров? Какие музыкальные инструменты сопровождали их исполнение?
- Приведите примеры шуточных песен и проанализируйте их. В чём их своеобразие? В каких случаях они пелись?
Уровень С
Вариант 1
- Дайте определение исторических песен. Почему они так называются? Чему посвящены? Охарактеризуйте их тематику.
- Каким предстаёт Пугачёв перед слушателем исторических песен «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён»?
Вариант 2
- Прочитайте предания о Пугачёве и Ермаке, покорителе Сибири. Какие особенности характера героев подчёркнуты в повествовании?
- Определите, чем отличается изображение исторических лиц в песнях и преданиях. Чем предание отличается от легенды и что имеет с ним общего?
Вариант 3
- Покажите, каким образом история отражается в фольклоре и литературе. Приведите примеры, прокомментируйте их.
- Покажите терминологическую и понятийную разницу в следующих литературных формулировках: «изображение исторических событий в произведении» и «историзм произведения».
Источник: http://Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва: Материк-Альфа, 2005 |