Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Урок 1. Краткие сведения о В.Г. Распутине. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина
1.Прочитайте самостоятельно очерк В. Распутина «Я забыл спросить у Лешки». Коротко запишите ответ на вопрос: «Какова центральная мысль очерка?» ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
2.Прочитайте высказывания В.Г. Распутина о творчестве, нравственности, русском языке, современности, назначении писательского труда. Дайте краткий комментарий к одному из них. О творчестве Современная жизнь необычайно динамична, многие торопятся, я же решил повествовать о жизни спокойной. Есть ли такая жизнь в действительности? Несомненно. На бескрайних просторах Сибири разбросаны большие и малые деревни и деревеньки, в них множество людей, ведущих размеренный, давно устоявшийся образ жизни. Этих-то скромных людей литература как-то упорно не замечала. Между тем они – наши современники, живущие в одно время с нами, создающие огромные материальные ценности. Они – живые люди, со своими судьбами и страстями. Можно ли о них умалчивать? А ведь именно их – этих незамеченных героев – я хорошо знаю. (Вопросы литературы, 1976, № 9)
О нравственности
Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. (Строительная газета, 1978, 20 января)
О назначении писательского труда
В чём вы видите конечный результат писательского труда?
Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души… Прежде всего воспитание чувств. (Литературная газета, 1980, 26 марта)
О русском языке
Один русский язык, это неумолчное чудо в руках мастеров и в устах народа, занесённое на страницы книг, – один он, объявший собой всю Россию, способен был поднимать из мёртвых и до сих пор поднимал. (Наш современник, 2000, № 2) ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
Уроки 2 – 3. Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
1.Подберите цитаты – заглавия частей рассказа. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
2.От чьего лица ведётся повествование? ____________________________________________________________
3.Начинается рассказ с небольшого вступления: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после». Каков его смысл? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
4.Как изображено послевоенное время в рассказе? Выпишите цитаты, воссоздающие облик времени. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
5.Какие качества характера героя проявляются в эпизоде рассказа от слов «Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием…» до слов «Я опомнился и убежал»? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
6.Какие конфликты обозначены в сюжете рассказа? Укажите части, в которых они обозначены. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
7.В каком эпизоде третьей главы особенно проявляется чувство собственного достоинства героя? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
8.Выпишите из текста детали портрета героини. Какая деталь подчёркнута в описании внешности Лидии Михайловны? Какой представляется Лидия Михайловна мальчику? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
9.В. Распутин даёт образ учительницы в сопоставлении с образом директора школы. Каков смысл этого сопоставления? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
10.Каков смысл замечания Лидии Михайловны: «Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому»? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
11.Сравните эпизод игры в чику с ребятами и в замеряшки с Лидией Михайловной. Чем сходны эти эпизоды? Почему они повторяются в рассказе? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
12.Что сближает мальчика и учительницу? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
13.Запишите лексическое значение слова. Урок _______________________________________________________
14.Каков смысл названия рассказа? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
15.Напишите сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа “Уроки французского”», используя тезисы в задании 3 учебника и материалы урока. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
Урок 4. Анализ письменных работ учащихся
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называется противоречие, противоборство людей, героев, их взглядов, на основе которого построено развитие сюжета в художественном произведении? _____________________________________________________________
2.Назовите художественный приём. «Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало всё моё ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существование. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями». ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
3.Укажите названия литературоведческих терминов. «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано. Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы. Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята». _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
| |
| |
Просмотров: 2117 | | |
Всего комментариев: 0 | |