В.Г. Распутин

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Урок 1. Краткие сведения о В.Г. Распутине. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина

 

1.Прочитайте самостоятельно очерк В. Распутина «Я забыл спросить у Лешки». Коротко запишите ответ на вопрос: «Какова центральная мысль очерка?»

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

2.Прочитайте высказывания В.Г. Распутина о творчестве, нравственности, русском языке, современности, назначении писательского труда. Дайте краткий комментарий к одному из них.

                                    О творчестве

            Современная жизнь необычайно динамична, многие торопятся, я же решил повествовать о жизни спокойной. Есть ли такая жизнь в действительности? Несомненно. На бескрайних просторах Сибири разбросаны большие и малые деревни и деревеньки, в них множество людей, ведущих размеренный, давно устоявшийся образ жизни. Этих-то скромных людей литература как-то упорно не замечала. Между тем они – наши современники, живущие в одно время с нами, создающие огромные материальные ценности. Они – живые люди, со своими судьбами и страстями. Можно ли о них умалчивать? А ведь именно их – этих незамеченных героев – я хорошо знаю.

                                   (Вопросы литературы, 1976, № 9)

 

                                   О нравственности

 

            Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу.

                                               (Строительная газета, 1978, 20 января)

 

                                   О назначении писательского труда

 

В чём вы видите конечный результат писательского труда?

 

Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души… Прежде всего воспитание чувств.

                                   (Литературная газета, 1980, 26 марта)

 

                                   О русском языке

 

            Один русский язык, это неумолчное чудо в руках мастеров и в устах народа, занесённое на страницы книг, – один он, объявший собой всю Россию, способен был поднимать из мёртвых и до сих пор поднимал.

                                               (Наш современник, 2000, № 2)

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

 

Уроки 2 – 3. Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

 

1.Подберите цитаты – заглавия частей рассказа.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

2.От чьего лица ведётся повествование?

____________________________________________________________

 

3.Начинается рассказ с небольшого вступления: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после». Каков его смысл?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

4.Как изображено послевоенное время в рассказе? Выпишите цитаты, воссоздающие облик времени.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

5.Какие качества характера героя проявляются в эпизоде рассказа от слов «Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием…» до слов «Я опомнился и убежал»?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

6.Какие конфликты обозначены в сюжете рассказа? Укажите части, в которых они обозначены.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

7.В каком эпизоде третьей главы особенно проявляется чувство собственного достоинства героя?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

8.Выпишите из текста детали портрета героини. Какая деталь подчёркнута в описании внешности Лидии Михайловны? Какой представляется Лидия Михайловна мальчику?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

9.В. Распутин даёт образ учительницы в сопоставлении с образом директора школы. Каков смысл этого сопоставления?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

10.Каков смысл замечания Лидии Михайловны: «Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому»?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

11.Сравните эпизод игры в чику с ребятами и в замеряшки с Лидией Михайловной. Чем сходны эти эпизоды? Почему они повторяются в рассказе?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

12.Что сближает мальчика и учительницу?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

13.Запишите лексическое значение слова.

Урок _______________________________________________________

 

14.Каков смысл названия рассказа?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

15.Напишите сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа “Уроки французского”», используя тезисы в задании 3 учебника и материалы урока.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

Урок 4. Анализ письменных работ учащихся

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется противоречие, противоборство людей, героев, их взглядов, на основе которого построено развитие сюжета в художественном произведении?

_____________________________________________________________

 

2.Назовите художественный приём.

«Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало всё моё ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существование. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями».

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

3.Укажите названия литературоведческих терминов.

«Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано. Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы. Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (21.06.2015)
Просмотров: 2117 | Теги: Уроки французского, распутин, литература 8 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: