В.П. Астафьев

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Урок 1. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и истории

 

1.Составьте план рассказа о В.П. Астафьеве по материалам статьи учебника.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

2.Прочитайте самостоятельно главы книги В.П. Астафьева «Последний поклон», «Осенние грусти и радости», «Стряпухина радость», «Ночь тёмная-тёмная», «Пеструха». Составьте цитатный план одного из них.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

3.Запишите темы рассказов, вошедших в книгу «Последний поклон».

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

4.Коротко ответьте на вопрос: «Что объединяет прочитанные вами рассказы В.П. Астафьева из книги “Последний поклон”?»

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

 

 

Уроки 2 – 3. Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика

 

1.Составьте цитатный план рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

2.От чьего лица ведётся повествование в рассказе?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

3.Запишите комментарии приведённых ниже цитат.

«Сами они жили в одной половине дряхленького домика, оставшегося от “выселенцев”».

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

«Не разбирает ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов».

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

«Школьную фотокарточку показывала, сокрушалась, что не попал я на неё, и сулилась заключить её в рамку, которую она купит у китайцев на базаре».

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

4.Какие события действительности нашли отражение в рассказе?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

5.Какой была жизнь в деревне?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

6.Каков смысл троекратного повторения: «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздрогнуло»?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

7.Исследовательская работа с текстом. Выпишите из эпизода лечения цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки.

Бабушка Екатерина Петровна

Черты характера

Цитаты

Заботливость, стойкость, терпение

 

Мудрость, жизненный опыт

 

Искренняя вера

 

Чувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому

 

 

8.Выпишите из текста диалектные и искажённые общеупотребительные слова, характерные для речи героини. О чём свидетельствует эта деталь?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

9.В каких эпизодах рассказа подчёркнуто присущее бабушке чувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому? Впишите цитаты в таблицу.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

10.Какие качества характера Витьки Потылицына, унаследованные от бабушки, проявляются в эпизоде описания таинства расцветания?

__________________________________________________________

___________________________________________________________

 

11.Какое качество характера героя проявляется в воспоминаниях об учителях?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

12.Почему Витьке Потылицыну особенно запомнился эпизод со змеёй?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

13.Запишите лексическое значение слова.

Учитель ____________________________________________________

 

14.Как вы понимаете слова писателя: «…важно, чтобы осталось слово “учитель”»? В каком значении употреблено это слово?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

15.Какие герои рассказа стали для Витьки Потылицына настоящими учителями?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

16.Каковы особенности композиции рассказа? Какова её функция?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

17.Почему так дорога рассказчику старая фотография?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

18.Запишите пословицы, связанные со словом «память». Объясните их значение.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

19.Рассказ заканчивается утверждением: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…» Почему рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тоже своеобразная история нашего народа?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

20.Из приведённых в учебнике в рубрике «Живое слово» высказываний найдите одно, которое станет эпиграфом вашего эссе. Напишите эссе на выбранную вами самостоятельно тему.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

 

Урок 4. Анализ письменных работ учащихся

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу?

_________________________________________________________

 

2. «Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте». Укажите название художественно-изобразительного средства.

_________________________________________________________

 

3.Укажите тип речи.

«Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, политика его рассыпалась, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах».

__________________________________________________________



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (21.06.2015)
Просмотров: 3531 | Теги: Астафьев, литература 8 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: