Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Урок 1. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и истории
1.Составьте план рассказа о В.П. Астафьеве по материалам статьи учебника. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
2.Прочитайте самостоятельно главы книги В.П. Астафьева «Последний поклон», «Осенние грусти и радости», «Стряпухина радость», «Ночь тёмная-тёмная», «Пеструха». Составьте цитатный план одного из них. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
3.Запишите темы рассказов, вошедших в книгу «Последний поклон». __________________________________________________________ __________________________________________________________
4.Коротко ответьте на вопрос: «Что объединяет прочитанные вами рассказы В.П. Астафьева из книги “Последний поклон”?» __________________________________________________________ __________________________________________________________
Уроки 2 – 3. Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика
1.Составьте цитатный план рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
2.От чьего лица ведётся повествование в рассказе? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
3.Запишите комментарии приведённых ниже цитат. «Сами они жили в одной половине дряхленького домика, оставшегося от “выселенцев”». __________________________________________________________ __________________________________________________________
«Не разбирает ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов». ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
«Школьную фотокарточку показывала, сокрушалась, что не попал я на неё, и сулилась заключить её в рамку, которую она купит у китайцев на базаре». ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
4.Какие события действительности нашли отражение в рассказе? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
5.Какой была жизнь в деревне? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
6.Каков смысл троекратного повторения: «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздрогнуло»? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
7.Исследовательская работа с текстом. Выпишите из эпизода лечения цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки.
8.Выпишите из текста диалектные и искажённые общеупотребительные слова, характерные для речи героини. О чём свидетельствует эта деталь? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
9.В каких эпизодах рассказа подчёркнуто присущее бабушке чувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому? Впишите цитаты в таблицу. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
10.Какие качества характера Витьки Потылицына, унаследованные от бабушки, проявляются в эпизоде описания таинства расцветания? __________________________________________________________ ___________________________________________________________
11.Какое качество характера героя проявляется в воспоминаниях об учителях? __________________________________________________________ __________________________________________________________
12.Почему Витьке Потылицыну особенно запомнился эпизод со змеёй? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
13.Запишите лексическое значение слова. Учитель ____________________________________________________
14.Как вы понимаете слова писателя: «…важно, чтобы осталось слово “учитель”»? В каком значении употреблено это слово? __________________________________________________________ __________________________________________________________
15.Какие герои рассказа стали для Витьки Потылицына настоящими учителями? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
16.Каковы особенности композиции рассказа? Какова её функция? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
17.Почему так дорога рассказчику старая фотография? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
18.Запишите пословицы, связанные со словом «память». Объясните их значение. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
19.Рассказ заканчивается утверждением: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…» Почему рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тоже своеобразная история нашего народа? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
20.Из приведённых в учебнике в рубрике «Живое слово» высказываний найдите одно, которое станет эпиграфом вашего эссе. Напишите эссе на выбранную вами самостоятельно тему. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
Урок 4. Анализ письменных работ учащихся
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называется прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу? _________________________________________________________
2. «Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте». Укажите название художественно-изобразительного средства. _________________________________________________________
3.Укажите тип речи. «Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, политика его рассыпалась, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах». __________________________________________________________ Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 | |||||||||||||
| |||||||||||||
Просмотров: 3531 | | |
Всего комментариев: 0 | |