Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев
Задания уровня А
- Каким предстаёт рассказчик в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? Что о нём известно? Как он относится к героям?
- Проанализируйте несколько глав из «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. На их примере покажите позицию автора.
- Как характеризуют рассказчика слова: «Сердце моё обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего не пишу роман, а печальную быль?
В чём смысл противопоставления слова «роман» слову «быль»?
Задания уровня В
- Докажите, что произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву – произведение сентиментализма. Какие чувства автор старается вызвать у читателя?
- Как автор подходит к решению социальных проблем? Проанализируйте следующий диалог героев:
– Однако ж тебе нельзя быть моим мужем! – сказала Лиза с тихим вздохом.
– Почему же?
– Я крестьянка.
– Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа, – и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу.
- Кто в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказывает повествователю о любви и смерти Лизы? Кому принадлежат слова: «Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?
Задания уровня С
- Какова роль пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
- Как социальное и общечеловеческое сочетаются в произведениях А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина? Свой ответ подтвердите примерами из текста.
- Докажите, что в сентиментализме нет деления героев на положительных и отрицательных. Опирайтесь на последние строки повести Н.М. Карамзина: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!»
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |