8 класс

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Творчество Н.А. Некрасова. 8 класс

 

Урок 1. Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…»

 

1.Викторина на темы творчества Н.А. Некрасова. Задания двум командам.

 

1 вариант

 

а) Какое произведение Н.А. Некрасова первоначально было названо «Детская комедия»? Почему автор отказался от этого названия?

__________________________________________________________

___________________________________________________________

 

б) Назовите имя художника, создавшего портрет Н.А. Некрасова периода «Последних песен».

___________________________________________________________

 

в) В каком стихотворении Некрасова появляется образ-символ тройки? Укажите название народной песни, где тройка – образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье.

____________________________________________________________

 

2 вариант

 

а) Какое стихотворение Н.А. Некрасова созвучно по настроению картинам А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»? Какова художественная идея этого произведения?

____________________________________________________________

 

б) Укажите название стихотворения, в котором звучат эти строчки:

                        Вынесет всё – и широкую, ясную

                        Грудью дорогу проложит себе.

                        Жаль только – жить в эту пору прекрасную

                        Уж не придётся – ни мне, ни тебе.

____________________________________________________________

 

в) Назовите художественный фильм, в основу сюжета которого положены судьбы декабристов и их семей: Трубецких, Волконских, Анненковых.

_____________________________________________________________

 

г) Назовите произведения Н.А. Некрасова, посвящённое жёнам декабристов.

_____________________________________________________________

 

2.Составьте тезисный план статьи учебника, посвящённой Н.А. Некрасову. Подготовьте рассказ о поэте по материалам статьи учебника и ранее изученному.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

3.Какова интонация стихотворения «Внимая ужасам войны…»?

_____________________________________________________________

 

Запишите лексическое значение слова.

Внимать ____________________________________________________

 

4.Какие образы возникают в первой строчке стихотворения?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

5.Какое значение приобретает слово каждый («при каждой новой жертве боя»)?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

6.Строчки «Увы! Утешится жена, // И друга лучший друг забудет…» созвучны русской народной песне «Глухой неведомой тайгой».

                        Умру – в чужой земле зароют,

                        Заплачет матушка моя.

                        Жена найдёт себе другого,

                        А мать сыночка никогда.

Выпишите строчки стихотворения, в которых звучит та же мысль.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

7.Что в стихотворении противопоставлено «святым, искренним» материнским слезам?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

8.Почему в круговорот «пошлых» дел поэт включил и себя («наших дел»?)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

9.Выпишите строки стихотворения, свидетельствующие об авторском сострадании, направленном не на единичное горе, а на всеобщее горе бесчисленного множества матерей, отправивших детей на войну.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

10.Какова художественная идея стихотворения?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

Уроки 2 – 3. Н.А. Некрасов «Зелёный Шум». Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Зелёный шум».

 

1.Выпишите из текста слова и словосочетания, соотнесённые с образами «весеннего шума» и «зимы косматой».

Весенний шум

Зима косматая

 

 

 

2.Каковы образы весны и зимы в стихотворении и приёмы их создания?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

3.Выпишите слова, в которых передано отношение лирического героя к «обманщице». Каково оно?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

4.Как характеризует героиню её признание в неверности?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

5.Почему лирический герой задумал убийство?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

6.Каковы различия в изображении весны в первой и второй части стихотворения?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

7.Стихотворение написано в форме, близкой к устному народному творчеству. Найдите примеры народно-поэтической речи в тексте. Заполните вторую часть таблицы цитатами.

 

 

Примеры

Параллелизмы

 

 

Повторы

 

 

«Перехваты» – повторение в начале следующей строки конца предыдущей

 

Повторение союза «и»

 

 

«Постоянные» эпитеты, свойственные народной поэзии

 

Уменьшительные и ласкательные имена

 

 

Некоторые формы деепричастий

 

 

 

8.Какова художественная идея стихотворения?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

9.Каким чувством проникнут пейзаж А.А. Рылова? Что объединяет его со стихотворением Н.А. Некрасова?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

10.Составьте перечень деталей картины.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

11.Каков колорит картины?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

12.Как соотносятся первый и второй план картины?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

13.Какое символическое значение имеют образы берёз на первом плане картины?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

14.Что изображено на втором плане картины? Какое символическое значение имеет этот образ?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

15.Напишите сочинение по картине А.А. Рылова «Зелёный шум», используя примерный план.

 

Примерный план

 

1.А.А. Рылов (1870 – 1939) – русский живописец, график, пейзажист.

2.История создания картины «Зелёный шум» (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!» и урока).

3.Колорит картины

4.Соотношение первого и второго плана картины.

5.Символическое значение картины.

6.«Зелёный Шум» Н.А. Некрасова и «Зелёный шум» А.А. Рылова».

 

Урок 4. Анализ письменных работ учащихся

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется история создания художественного произведения: возникновение замысла, начало написания, прототипы, первая публикация?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

2.Составьте схему, определите стихотворный размер

                        Внимая ужасам войны,

                        При каждой новой жертве боя

                        Мне жаль не друга, не жены,

                        Мне жаль не самого героя…

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

3.Назовите образно-выразительные средства в следующих строчках:

                        Да вдруг весна подкралася…

                       

                        Как молоком облитые,

                        Стоят сады вишнёвые,

                        Тихохонько шумят…

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Категория: Н.А. Некрасов | Добавил: филолог (12.06.2015)
Просмотров: 4196 | Теги: литература 8 класс, Некрасов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: