Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Творчество Н.А. Некрасова. 8 класс
Урок 1. Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…»
1.Викторина на темы творчества Н.А. Некрасова. Задания двум командам.
1 вариант
а) Какое произведение Н.А. Некрасова первоначально было названо «Детская комедия»? Почему автор отказался от этого названия? __________________________________________________________ ___________________________________________________________
б) Назовите имя художника, создавшего портрет Н.А. Некрасова периода «Последних песен». ___________________________________________________________
в) В каком стихотворении Некрасова появляется образ-символ тройки? Укажите название народной песни, где тройка – образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. ____________________________________________________________
2 вариант
а) Какое стихотворение Н.А. Некрасова созвучно по настроению картинам А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»? Какова художественная идея этого произведения? ____________________________________________________________
б) Укажите название стихотворения, в котором звучат эти строчки: Вынесет всё – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся – ни мне, ни тебе. ____________________________________________________________
в) Назовите художественный фильм, в основу сюжета которого положены судьбы декабристов и их семей: Трубецких, Волконских, Анненковых. _____________________________________________________________
г) Назовите произведения Н.А. Некрасова, посвящённое жёнам декабристов. _____________________________________________________________
2.Составьте тезисный план статьи учебника, посвящённой Н.А. Некрасову. Подготовьте рассказ о поэте по материалам статьи учебника и ранее изученному. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
3.Какова интонация стихотворения «Внимая ужасам войны…»? _____________________________________________________________
Запишите лексическое значение слова. Внимать ____________________________________________________
4.Какие образы возникают в первой строчке стихотворения? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
5.Какое значение приобретает слово каждый («при каждой новой жертве боя»)? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
6.Строчки «Увы! Утешится жена, // И друга лучший друг забудет…» созвучны русской народной песне «Глухой неведомой тайгой». Умру – в чужой земле зароют, Заплачет матушка моя. Жена найдёт себе другого, А мать сыночка никогда. Выпишите строчки стихотворения, в которых звучит та же мысль. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
7.Что в стихотворении противопоставлено «святым, искренним» материнским слезам? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
8.Почему в круговорот «пошлых» дел поэт включил и себя («наших дел»?) _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
9.Выпишите строки стихотворения, свидетельствующие об авторском сострадании, направленном не на единичное горе, а на всеобщее горе бесчисленного множества матерей, отправивших детей на войну. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
10.Какова художественная идея стихотворения? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
Уроки 2 – 3. Н.А. Некрасов «Зелёный Шум». Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Зелёный шум».
1.Выпишите из текста слова и словосочетания, соотнесённые с образами «весеннего шума» и «зимы косматой».
2.Каковы образы весны и зимы в стихотворении и приёмы их создания? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
3.Выпишите слова, в которых передано отношение лирического героя к «обманщице». Каково оно? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
4.Как характеризует героиню её признание в неверности? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
5.Почему лирический герой задумал убийство? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
6.Каковы различия в изображении весны в первой и второй части стихотворения? __________________________________________________________ __________________________________________________________
7.Стихотворение написано в форме, близкой к устному народному творчеству. Найдите примеры народно-поэтической речи в тексте. Заполните вторую часть таблицы цитатами.
8.Какова художественная идея стихотворения? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
9.Каким чувством проникнут пейзаж А.А. Рылова? Что объединяет его со стихотворением Н.А. Некрасова? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
10.Составьте перечень деталей картины. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
11.Каков колорит картины? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
12.Как соотносятся первый и второй план картины? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
13.Какое символическое значение имеют образы берёз на первом плане картины? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
14.Что изображено на втором плане картины? Какое символическое значение имеет этот образ? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
15.Напишите сочинение по картине А.А. Рылова «Зелёный шум», используя примерный план.
Примерный план
1.А.А. Рылов (1870 – 1939) – русский живописец, график, пейзажист. 2.История создания картины «Зелёный шум» (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!» и урока). 3.Колорит картины 4.Соотношение первого и второго плана картины. 5.Символическое значение картины. 6.«Зелёный Шум» Н.А. Некрасова и «Зелёный шум» А.А. Рылова».
Урок 4. Анализ письменных работ учащихся
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называется история создания художественного произведения: возникновение замысла, начало написания, прототипы, первая публикация? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
2.Составьте схему, определите стихотворный размер Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя… ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
3.Назовите образно-выразительные средства в следующих строчках: Да вдруг весна подкралася…
Как молоком облитые, Стоят сады вишнёвые, Тихохонько шумят… ____________________________________________________________ _____________________________________________________________ | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Просмотров: 4196 | | |
Всего комментариев: 0 | |