"Шинель"

Николай Васильевич Гоголь

 

Повесть «Шинель» (1842)

 

 

  • Жанр – «петербургская повесть».
  • Последнее произведение из цикла «Петербургские повести». В «Шинели» представлены все основные темы и идеи цикла.
  • Основа сюжета: анекдот об охотнике, который долго мечтал о хорошем ружье, копил на него деньги, но, купив, нечаянно утопил в реке. Вернувшись домой, человек слёг и уже не вставал – схватил горячку. Только благодаря друзьям, подарившим ему другое ружьё, бедный чиновник вернулся к жизни.
  • Ф.М. Достоевский: «Мы все вышли из гоголевской "Шинели"
 

 

 

КОМПОЗИЦИЯ

 Повесть состоит из двух частей 

история с шинелью

«фантастическое окончание»

Шинель – «вечная идея» героя, которой он живёт. Мир Акакия Акакиевича – это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования

Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используя приём «нефантастической фантастики» – о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить

 

 

  • *    Сказовая манера придаёт «повести иллюзию действительной истории, переданной как факт, но не во всех мелочах точно известной рассказчику»

 

 

 

Акакий Акакиевич Башмачкин

 

Имя

 

 

  • Имя Акакий с греческого означает «незлобливый». Повествователь с иронией рассуждает о фамилии героя: она «когда-то произошла от башмака», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс –к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует.
  • Символична ситуация с выбором имени новорождённому Башмачкину. Это своеобразная игра артикуляции.

 

 

Чин

 

Титулярный советник – это чин IX класса. Башмачкин – мелкий бедный чиновник

 

Типичность героя

 

Герой типичен для своего времени: «В одном департаменте служил один чиновник». Его смерть ничего не меняет: «На другой день уже на его месте сидел новый чиновник». «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его и никогда не было».

 

Внешность

 

«Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным».

 

Речь

 

Башмачкин «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», «имел обыкновение совсем не оканчивать фразы». Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной неразвитости.

 

Способности

 

Может только переписывать слово в слово, находит невероятно трудным «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения».

 

Отношение к работе

 

 

Живёт исключительно службой: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всём свои чистые, ровным почерком выписанные строки». «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью».

 

 

Смерть

 

  • Перед смертью герой оказывается способным на бунт: «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», «слова эти следовали непосредственно за слогом "ваше превосходительство"»
  • «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Герой одинок в мире.
  • После смерти душа Акакия Акакиевича не находит покоя, пока не восстанавливает справедливость

 

 

Акакий Акакиевич – тип «маленького человека», один из центральных в литературе 40-х годов XIX века. Гоголь продолжает пушкинские традиции (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника») в изображении героя бедного, но способного на любовь, сострадание, самоотречение. Он в конфликте с бездушным миром, который отнимает то, что составляет смысл жизни (шинель).

 

Авторское отношение к герою

 

Снижение героя

 

 

  • В герое уничтожается всё дурное, меняются ценностные ориентиры. Смыслом жизни, идеалом и единственной мечтой становится вещь – шинель.
  • Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела, он не живёт, он лишь существует. Потеря главной ценности приводит к смерти.

 

 

Возвышение героя

 

 

  • Житийные черты. Мечта наполняет жизнь Башмачкина смыслом. Смерть его подобна смерти романтического героя, утратившего свой идеал.
  • Рассказчик сочувствует герою: «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира».
  • Один из сослуживцев в словах героя «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» услышал слова «Я брат твой». «Значительное лицо» тоже преображается после встречи с Акакием Акакиевичем
  • При описании «маленького человека» сострадание и смех неотделимы друг от друга

 

 

КОНФЛИКТ

 

Маленький человек ↔ Бездушный мир чиновничества

  

 

Шинель героя

 

 

  • Старая «шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от неё отнимали даже благородное имя шинели и называли ей капотом».
  •  Мечта о шинели меняет жизнь героя, одухотворяет её, наделяет смыслом: «с этих пор как будто самое существование его» делается «как-то полнее, как будто бы он женился…»
  •  Возможность получения желаемого порождает в смиренном Башмачкине несвойственную ему смелость: «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» (что было герою не по чину)
  •  Приобретение шинели для героя – целое событие, праздник, «день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича». «Светлый гость в виде шинели» оживляет существование. Нарушается привычный ход жизни героя: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Впервые за несколько лет Акакий Акакиевич отправляется вечером из дома, в гостях пьёт несколько бокалов шампанского.
  • Утрата шинели – трагедия, которая приводит к смерти и последующим мытарствам души, жаждущей возмездия за равнодушие к судьбе «маленького человека» «высокопоставленных чиновников».

 

  

Власть чина

 

 

  • В мире Акакия Акакиевича «прежде всего нужно объявлять чин».
  • Должность полностью порабощает душу «значительного лица», лишает его человеческого облика
  • «разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трёх фраз: "Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?" Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку»;
  • «сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться
 
Хронотоп

 

Пространство

 

  • Место действия – Петербург. Это пространство бюрократического автоматизма.
  • Герой живёт не в лучшей части города, где улицы пустынны, «даже и днём не так веселы, а тем более вечером», ходит по «чёрным лестницам петербургских домов», «умащённым водой, помоями и проникнутым насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех чёрных лестницах петербургских домов».
  • Рассказчик замечает, что «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать»

 

Время

События разворачиваются осенью и зимой: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров».

 

Художественные средства организации повествования

 

Обобщение

«Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города»

«Так уж на святой Руси всё заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника»

 

Детализация

«И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакий Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп».

 

Юмор, ирония, сарказм

«Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу».

 

Гротеск и абсурд, каламбуры

«Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мёртвого, и наказать его»

«Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом»

 

Иллюзии реальности повествования

«Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять…»

 

Особая синтаксическая организация повествования

Автор нанизывает придаточные предложения, даёт огромное количество деталей, подробностей, а потом снимает напряжение банальностью, синтаксическим алогизмом

 

 



Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.:Эксмо, 2013
Категория: Н.В. Гоголь | Добавил: филолог (05.03.2014)
Просмотров: 5041 | Теги: справочник, ЕГЭ по литературе, Н.В.Гоголь, Шинель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: