Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1999
Тема поэта и поэзии
Тема древняя, как сама поэзия. Почти у каждого поэта есть размышление о поэзии и её сущности, о нём самом, о его взаимоотношениях с миром.
Пушкин. Один из важных символов: поэт-пророк. Призван к своему служению, может быть, даже помимо воли (как сказано у пророка Иеремии). В этом философско-религиозный смысл стихотворения «Пророк». Его задача – сказать миру о мире то, что мир без него не узнает, хотя поэта за это могут проклинать.
Лермонтов. Конфликт поэта с обществом заострён до предела, сообщение между ними невозможно. Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! («Пророк») Появляется новый (по сравнению с Пушкиным) мотив: заблуждения самого поэта, уклонения с правильного пути (это связано и с темой дороги): В наш век изнеженный не так ли ты, поэт! Своё утратил назначенье… Здесь, помимо философского, присутствует и социальный, гражданский смысл, и он даже выступает на первый план (по сравнению с Пушкиным, который в большей степени имел в виду внесоциальную философско-эстетическую проблематику). В стихотворении «Поэт» М.Ю. Лермонтова читаем: Твой стих, как Божий Дух, носился над толпой, И отзвук мыслей благородных Звучал как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Традиция Лермонтова (условно его мысль можно передать так: «поэт может быть не прав» продолжается к Некрасова: именно для него характерен образ поэта как слабого, сомневающегося человека, впадающего в уныние, порой не верящего в свои силы, – не говоря уже об откровенном: Не торговал я лирой, но, бывало, Когда грозил неумолимый рок, У лиры звук неверный исторгала Моя рука… («Умру я скоро. Жалкое наследство…») Это связано отчасти и демократизацией образа поэта: он спускается с парнасских высот. Блок. В стихотворении «Художник» (1919) А.А. Блок развивает тему пушкинского стихотворения «Поэт» («Пока не требует поэта…»). Он исследует творческий процесс – рождение стиха. Вначале, в отсутствие вдохновения, поэт испытывает «скуку смертельную», потом, наконец, возникает «лёгкий, доселе не слышанный звон». Только у Пушкина эта идея выражается с помощью традиционного образа Аполлона, а у Блока – типично символистское представление о том, откуда берётся творческий импульс и вдохновение: С моря ли вихрь? Или сирины райские В листьях поют? Или время стоит? Или осыпали яблоки майские Снежный свой цвет? Или ангел летит? Однако у Блока появляется новый (в отличие от Пушкина) смысловой акцент: суть творческого процесса – убийство живой материи, заключение её в клетку поэтической формы: Душу сражает, как громом, проклятие: Творческий разум осилил – убил… И замыкаю я в клетку холодную Лёгкую, добрую птицу свободную… («Художник») Творец переживает эту парадоксальную природу творческого процесса как некое проклятие. Поэт у Пушкина – жрец, посвящающий себя высокому служению, и ценность его создания не подвергается сомнению, независимо от мнения толпы. У Блока сам конфликт с «профанами» выглядит по-другому: «профаны» скорее довольны творением поэта, чем готовы ругать его, но это нисколько не утешает поэта: Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять? Но самому творцу эти песни оказываются не нужны. «Мысль изреченная лесть ложь» до такой степени, что поэт проклинает её. Таким образом, в изображении Блока творческий процесс не столько жречество, сколько мученичество: он тяготится и скачает как в отсутствии вдохновения, так и по завершении творческого процесса. Только сам момент созерцания «мирового» – это и есть настоящая жизнь. Но уловить его невозможно. И ещё один нюанс в отношениях поэта и толпы: у Пушкина поэт без своей поэзии – такой же, как и все: В заботах суетного света Он малодушно погружён… Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснётся, Душа поэта встрепенётся… И он удаляется, «и звуков и смятенья полн, // На берега пустынных волн, // В широкошумные дубровы», но не из-за презрения к толпе, а скорее повинуясь своему жреческому призванию, не в силах жить обычной жизнью. У Блока же чувствуется пренебрежение и даже какая-то брезгливость по отношению к толпе, заботы которой вызывают у него только скуку: В жаркое лето и в зиму метельную, В дни ваших свадеб, торжеств, похорон, Жду, чтобы спугнул мою скуку смертельную Лёгкий, доселе не слышанный звон. («Художник») В стихотворении «Поэты» появляется образ греховного и порочного поэта, который перед Богом оправдается стихами. Это стихотворение, как и «Художник» перекликается с пушкинским «Поэт». Общая мысль стихотворений Пушкина и Блока – поэт оправдается своими стихами. Но если у Пушкина – смирение и сожаление поэта о его неправедной жизни, то у Блока – дерзкая бравада поэта, одновременно – вызов толпе: Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть, – хуже Твоих ежедневных бессильных потуг, Твоей обывательской лужи?
Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта И косы, и тучки, и век золотой, Тебе ж недоступно всё это!.. Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцой, А вот у поэта – всемирный запой, И мало ему конституций!
Пускай я умру под забором, как пёс, Пусть жизнь меня в землю втоптала, – Я верю: то бог меня снегом занёс, То вьюга меня целовала! Источник: http://Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1999 | |
| |
Просмотров: 1636 | | |
Всего комментариев: 0 | |