Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017. 15 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие / Кондратьева В.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Секачёва Е.В.; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016
8. Какие реки упоминаются в «Слове о полку Игореве» и какова их идейно-эстетическая функция?
Размышляя над поставленным вопросом, обратите внимание на то, что, с одной стороны, реки в «Слове…» являются реальными, с другой – это условные, символические пространства. Охарактеризуйте смысловую многомерность образов рек. Реки служат рубежами русской земли (Западная Двина, Сула, Рось). Также они приравниваются к «морю» и приобретают характер бескрайне стихии (Волга, Дон). Реки, соединяющие границы двух миров (земного и потустороннего), представляют собой водные дороги из одного мира в другой. Реки Каяла, Калина, Стугна несут смерть, и поэтому они формируют в произведении пространство «заречного» (иного, потустороннего) мира. Особое место занимает Дунай как собирательный образ реки. Подчеркните, что берега рек выполняют важную идейно-художественную функцию. Это «ворота» в «иной мир» (на берегу Калины под зелёным погребальным покрывалом остаётся после битвы молодой и храбрый Борис Вячеславич). Это символическое «поле» (на берегу Немиги «костями русских сынов» совершается посев «зла», который взойдёт на Руси горем очередных междоусобных крамол). Это «место силы», где производятся магические действия (Ярославна собирается «зигзицей» полететь по Дунаю, чтобы, омочив рука в Каяле-реке, утереть Игорю «кровавые его раны» и исцелить князя). Подводя итоги, отметьте, что образы рек в «Слове о полку Игореве» наделены разнообразными функциями: сюжетными, символическими и др.
9. В каких произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина, и в чём эти ситуации можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?
В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературе начиная с XII века. Так, в письме Олегу Святославичу, примыкающему к «Поучению» Владимира Мономаха, ярко выражено чувство скорби отца, потерявшего любимое чадо. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рязанский князь Юрий Ингваревич оплакивает своего бесстрашного сына Фёдора, бросившего дерзкий вызов нечестивому иноверцу и погибшего страшной, мучительной смертью. В качестве литературного контекста используйте произведения авторов XIX и XX веков. Вспомните стихотворение Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская», роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (гибель юного Пети Ростова, трагедия его матери), «Белую гвардию» М.А. Булгакова (героическая смерть полковника Най-Турса и стойкость его матери). «Тихий Дон» М.А. Шолозова (горе Ильиничны, потерявшей старшего сына Петра в братоубийственной гражданской войне) и другие произведения. Обоснуйте приведённые примеры. Например, укажите на трагическую судьбу сына Людмилы Штурм Анатолия – героя эпопеи В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», который гибнет во время Великой Отечественной войны. Автор скорбно замечает: «Все люди виноваты перед матерью, потерявшей на войне сына, и тщетно пробуют оправдаться перед ней на протяжении истории человечества». Обобщая сказанное и сопоставляя приведённые примеры со «Словом…», отметьте черты русского национального характера, сближающие матерей разных эпох. Именно они позволяют героиням отечественной словесности с достоинством пережить выпавшие на их долю страшные испытания, не озлобиться на жизнь, не сломиться под ударами судьбы.
Источник: http://Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017. 15 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие / Кон | |
| |
Просмотров: 3776 | | |
Всего комментариев: 0 | |