Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
Реализм
Задания уровня А
Вариант 1
- Докажите, что в реалистическом понимании человеческая природа воспринимается во всей её сложности, каждый характер имеет черты как случайные, так и общие. Подтвердите это утверждение своими примерами.
- Почему такая форма, как роман в стихах, возникает в период перехода от романтизма к реализму? Обоснуйте свой ответ.
Вариант 2
- Докажите, что изображение индивидуальных отличий в сочетании с социально-историческими особенностями и чертами, свойственными в той или иной степени всем людям определённой эпохи, позволяет художнику создать литературный тип – обобщение черт многих людей, представленной образом одного человека. Объясните, почему, размышляя над этим, В.Г. Белинский писал, что «всякий истинный поэт никогда ничего не выдумывает, а облекает общечеловеческое в живые формы индивидуального».
- Один из принципов реализма – историзм. Проиллюстрируйте это положение на примере любого художественного произведения.
Вариант 3
- Развитие личности человека происходит в динамике, причём это развитие часто противоречиво, что объясняется противоречивостью самой действительности. Раскройте этот принцип реализма. Сформулируйте ответ в виде тезисов.
- Покажите, в чём новаторство комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Почему наряду с чертами классицизма в нём проявились и особенности реалистического искусства? Приведите примеры, подтверждающие это рассуждение.
Задания уровня В
Вариант 1
- Постепенно в общественном создании появился и был сформулирован основной принцип реалистического миропонимания – любой характер формируется в зависимости от окружающей среды. Проиллюстрируйте это рассуждение примерами из различных произведений.
- Основа реализма – принцип жизненной правды, которым художник, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни, руководствуется в своём творчестве. Подтвердите это утверждение примерами из реалистических произведений.
Вариант 2
- Рассуждение реалистов о том, что характер героя зависит от среды, развивается и в литературных произведениях XIX века. Этот принцип получил несколько иное осмысление: хотя влияние среды может быть и мощным, но ему почти всегда противостоит сила духовного сопротивления личности. Среда не только создаёт человека, но и сама активно создаётся им. Докажите это положение на примере любого художественного произведения.
- Реалисты утверждали, что писатель должен выражать национально-историческую точку зрения. Подтвердите это утверждение примерами из реалистических произведений А.С. Пушкина
Вариант 3
- Изображение среды в реалистическом произведении обусловлено пониманием писателя, что за основу жизни берётся не исключительное, а повседневное. Даже если герой попадает в исключительную ситуацию, то не она будет составлять для него основу бытия, а обычные его интересы и нужды. Проиллюстрируйте это положение примерами из художественной литературы.
- В отличие от романтиков писателям-реалистам была очень важна психологическая мотивировка действий героев. Докажите это. Сформулируйте свои рассуждения в виде тезисов.
Задания уровня С
Вариант 1
- В отличие от романтических произведений, где происходит конфликт между романтическим героев и романтической средой, в произведениях критического реализма конфликт – это результат взаимодействия характера героя и сложившихся обстоятельств, то есть конфликт личности и общества. Докажите это на примерах из художественной литературы.
- Один из главных приёмов реалистической поэзии – приём соответствия: характер персонажа зависит от окружающего его предметного мира, а предметный мир, таким образов, отражает внутренний мир человека. Докажите это положение на примерах из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Вариант 2
- Журналист Ф.В. Булгарин писал о Н.А. Некрасове, что он «принадлежит к новой, то есть натурально-литературной школе, утверждающей, что должно изображать природу без покрова, а героем этой литературы стал грубый мужик». В.Г. Белинский, отвечая ему, писал в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года», что необразованный человек интересен всем тем, чем необразованный: сердцем, душой, страстями, умом, склонностями.
Выскажите свою точку зрения по этому вопросу, используя произведения Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.
- В изображении писателей-реалистов, приверженцев натуральной школы, некоторые географические места становятся символами социального положения человека. Одним из таких символов стал Невский проспект. Докажите это, опираясь на произведения Н.В. Гоголя.
Вариант 3
- Реализм как направление в искусстве предполагает принцип энциклопедизма, то есть всестороннего рассмотрения предмета или явления. Почему В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»? Сформулируйте ответ в виде тезисов.
- «Типическое – это превосходное в своём роде», – сказал Н.Г. Чернышевский. Поясните это на примерах типических характеров в реалистических произведениях.
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |