10 - 11 классы. I. Историко-литературный блок.
1.1. Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:
Г.Р. Державин Старая Русса А.С. Пушкин Карабиха; М.Ю. Лермонтов Ясная Поляна; Н.В. Гоголь Тамбов А.Н. Островский Тарханы; Л.Н. Толстой Михайловское; Ф.И. Тютчев Орёл А.А. Фет Овстуг Н.А. Некрасов Щелыково. Н.С. Лесков Мураново Ф.М. Достоевский Рим
Ответ. Г.Р. Державин – Тамбов; А.С. Пушкин – Михайловское; М.Ю. Лермонтов –Тарханы; Н.В. Гоголь – Рим, А.Н. Островский – Щелыково, Л.Н. Толстой – Ясная Поляна; Ф.И. Тютчев – Овстуг, Мураново, А.А. Фет – Степановка, Воробьёвка; Н.А. Некрасов – Карабиха, Н.С. Лесков – Орёл, Ф.М. Достоевский – Старая Русса
1.2. Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.
Ответ. И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»
1.3. Назовите произведения русских писателей, в заглавии которых есть слова, имеющие отношение к природе (времена года, пейзаж, время суток и т. д.)
1.4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
Ответ. да - в), г) ; нет - а), б), д), з), и), е), ж)
1.5.Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите. А) Не напрасно дули ветры, Ответ. анафора, синтаксический параллелизм
Ответ. эпитет, оксюморон
Ответ. Эпитет, метафора
И.С.Никитин
Ответ. Сравнение, метафора, сравнение
Д) Нева вздувалась и ревела...
Ответ. Олицетворение, сравнение 1.6. Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты. А)…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие,что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли илиза какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады,зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать ихбитвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними,как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником!
Б) Я думал... не помню, что думал; Я слушал таинственный хор, И звезды тихонько дрожали, И звезды люблю я с тех пор...
В) Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя: Не потому, чтоб я её любил, А потому, что мне темно с другими.
Г) Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне – дна.
Д) Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Е) И, надрываясь
Ответ. А) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Б) А.А.Фет Стихотворение Г) М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве...» Д) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»; Е) В. Маяковский «Если звёзды зажигают…» 1.7. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, чьи строки переделаны авторами.
- Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин) - Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский) -Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков)
Ответ. Люблю отчизну я, но странною любовью (М.Ю. Лермонтов) Любить? Но зачем же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М.Ю. Лермонтов) Не так страшен чёрт, как его малюют; на чужой каравай рот не разевай; пуганая ворона куста боится (пословицы)
1.8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали: - о своём Тулоне, - изобрести перпетуум-мобиле, - «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…», - «мне только бы досталось в генералы», - «в Европу прорубить окно».
Ответ. - о своём Тулоне - князь Андрей Болконский; - изобрести перпетуум-мобиле – механик-самоучка Кулигин;, - «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» - Манилов, - «мне только бы досталось в генералы» - полковник Скалозуб, - «в Европу прорубить окно» Пётр I.
1.9.О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил».
Ответ. о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
1.10.Приведите примеры «говорящих фамилий» литературных героев и персонажей. Как характеризуют их фамилии? II.Интерпретация лирического произведения. М.Ю.Лермонтов Казачья колыбельная песня Спи, младенец мой прекрасный, 2.1. Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение.
Ответ. «Казачья колыбельная» написана от лица матери, баюкающей своего младенца, сына «старого воина»; мать предсказывает мальчику «бранное житьё», опасную, но славную жизнь казака. Всё в этом стихотворении исполнено гармонии, и даже печальные мысли о неизбежной разлуке, о тоскливом ожидании сына, о трудностях, которые его подстерегают, не нарушают общего покоя и размеренности. Сын повторит путь отца, а утешением и поддержкой в бою ему послужат «образок святой», молитва и воспоминание о матери. Идея связи поколений: жить должно полнокровно и праведно, любя Бога, отца, мать, Отчизну.
2.2.Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал? 2.3.Как жанр помогает выразить идею произведения? 2.4. Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль? 2.5.Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение?
Ответ. «Казачья колыбельная песня» выдержана в духе монолога матери. Первое восьмистишье подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне. «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю. Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоится на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка. Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить. Есть ли надежда на успех и где залог благополучного исхода праведного служения? По смыслу колыбельной песни, а значит, и по убеждению автора, такой залог есть: Дам тебе я на дорогу Иначе: не отклоняйся от долга и заветов Православной веры! Да готовясь в бой опасный, С трогательной простотой поэт раскрывает в гениально найденных образах-символах спасительную нить поколений, жизнь которых проходит в честном, хотя и суровом, служении Богу и Отчизне. Младенец еще в зыбке, но он охраняем любовью и лаской матери, мужеством отца, закаленного в «боях» за общее дело. Получит и он благословение родителей на такое дело: Сам узнаешь, будет время, Здесь не обязательно подразумевать лишь «ратное» деяние, хотя речь идет в первую очередь о нем. Однако важно учесть, как относится сама мать к исполнению сыном своего долга, во всех случаях нелегкого: Я сидельце боевое Это не бравада, а сознание необходимости всем и вместе защищать благополучие родной земли: Богатырь ты будешь с виду В русской литературе нет произведения, где бы столь же органично и художественно, без назидательности и дидактизма были сведены воедино три самые фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, дом родной. В этом следует видеть также и высшую точку духовного подъема самого Лермонтова как поэта. В. Г. Белинский писал о «Казачьей колыбельной песне»: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - все это воспроизведено поэтом во всей полноте». | |
| |
Просмотров: 11980 | | |
Всего комментариев: 0 | |