7 – 8 классы Часть 1. Историко-литературные задания. 1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? 1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге». 1.2 Лермонтов «Песня про …купца Калашникова». 1.3 Лермонтов «Бородино».
Ответ. 1.1.Летописная история о смерти князя Олега. 1.2. Эпоха Ивана Грозного. Опричнина. 1.3. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений: Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С. Пушкин «Полтава».
Ответ. Н.С. Лесков «Левша» - атаман Платов, император Александр 1; Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» - князь Потёмкин, Екатерина II; А.С. Пушкин «Полтава» - Пётр 1, Карл XII, Мазепа
3.Что связывает Черную речку и гору Машук?
Ответ. Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
4. Назовите авторов произведений. 4.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь» 4.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» 4.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».
Ответ. 4.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь» (В.А.Жуковский). 4.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» (Д.И.Фонвизин). 4.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина» (М.Ю.Лермонтов).
Часть 2. Знание теории литературы. 5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. 5.1. И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.
5.2.
Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
5.3. И грянул бой… В огне, под градом раскаленным. Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча.
Ответ. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин «Полтава»
6. Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.
А) Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев). В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне… (По А. Гришунину)
Б) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал). 18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной… (По Ю. Лотману)
В) Воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). (По А. Немзер)
Ответ. А) Грибоедов, Б) Пушкин, В)Лермонтов. 7. Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? Объясните. По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром, И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…
Ответ. Аллитерация, олицетворение, динамика, многоточие, хорей, эпитет 8. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.
1) Зеркало, свеча, светлица, Светлана. 2) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха. 3) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин. 4) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын. 5) Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.
Ответ. 1)В.А. Жуковский «Светлана», 2)Н.В. Гоголь, повесть «Ночь перед Рождеством»; 3) А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»; 4) Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; 5) И.А. Крылов, басня «Демьянова уха».
Часть 3. Творческое задание
Для учащихся 7 класса. Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам: орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.
Для учащихся 8 класса. Напишите творческую работу (количество слов не менее 60). Почему любимый герой русских народных сказок Иванушка-дурачок? | |
| |
Просмотров: 14336 | | |
Всего комментариев: 0 | |