6 класс
  1. Прочитайте текст орфографического правила.

В корне слова после буквы ˂….˃ пишется ˂….˃, а не Ы.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты,
  2. Сформулируйте название этого орфографического правила,
  3. Приведите примеры его использования и исключения из этого правила.

 

  1. Укажите, в роли каких членов предложения выступает слово КОТОРЫЙ.
  1. Шкаф, который стоял в прихожей, решено было переместить в гостиную.
  2. Скажи, которая Татьяна?
  3. На стол был подан пирог, который испекли в честь праздника.
  4. Мил человек, а который автобус до Осташкова идёт?

 

  1. Дан ряд существительных: графин, горожанин, дельфин, римлянин, витамин, дворянин. С точки зрения особенностей образования формы множественного числа ученик разделил эти существительные на две группы. Какие это группы? Обоснуйте ответ.

 

  1. Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.

Одно из этих слов образовано не так, как другие.

  1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано.
  2. Укажите, как образованы другие слова.

 

  1. Даны пары слов.

А

Б

ветрило

парус

кольчуга

бронежилет

Извет

донос

ланиты

щёки

Очи

глаза

Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

– Что такое А?
– Раньше так называли Б.

Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.

 

  1. В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: кекс Али(лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: некто Фиа.

 

  1. Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ.

И мне в ответ берёзка:
– О любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.

 

  1. Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
  1. Камень бо есть высокь зѣло, твердыми стѣнами остѣненъ и не приступим ниоткуду же. Окрьстъ его пропасти великы, их же ни прѣити лзѣ бѣ, ни насыпати.
  2. И всѣмъ приазнемъ велящемъ бѣжати ему, се же не послуша, ни ужасеся, предстоящу народу, но растерза ризы своя, насыпа главу свою попѣла и привяза мечь свои на шии.
Категория: Русский язык | Добавил: филолог (22.10.2018)
Просмотров: 617 | Теги: олимпиада по русскому языку 6 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: