10 класс
1. Укажите возможные названия буквы «л» и прокомментируйте их.
Ответ: людие, более позднее люди - исконное кириллическое название, эль - ныне принятое латинское по происхождению, эл - вариант русифицированный, не рекомендуемый, но иногда допускаемый, лэ - просторечный нелитературный вариант (особенно часто встречается в буквенных аббревиатурах). По происхождению - это греческая лямбда (с вариантами вроде лямва). Итого насчитывается 2 славянских варианта, 3 латинских и 2 греческих по происхождению варианта названий этой буквы: всего 7, только славяно-русских 5, только гражданских 3.
2. Сгруппируйте следующие слова на основании их исторического родства: пулемёт, отметка, метаться, подмётка, искромётный, приметный, разметка, смётка, сметана, заметка, комета, смета, метла, замечательный, метель.
Ответ: а) пулемёт, метаться, искромётный, сметана, подмётка, метла, метель – восходят к корню метать, мечу (мести, мету) ‘бросать’; б) отметка, приметный, разметка, смётка, заметка, смета, замечательный – восходят к корню метить, мечу ‘полагать, считать’; в) комета – заимств. слово из греческого через французский язык.
3. В старых грамматиках встречаются названия двух падежей: отложительный и сказательный. Почему они так назывались и каким современным терминам они соответствуют?
Ответ: Отложительный падеж назывался так потому, что в ряде значений был способен отвечать на вопрос «Откуда?». Название это переведено с латинского, где как раз и был специальный отложительный падеж (аблатив), а в современном русском языке он частично соответствует родительному (который у нас так же может отвечать на вопрос «Откуда?»: «из города». Термин «сказательный падеж» соответствует нашему «предложному». Это название отражает идею передачи косвенного дополнения при глаголах речи («сказать о ком, о чём»).
4. В чем состоят грамматические различия между парами глаголов 1) струиться, развеваться – 2) стремиться, развиваться?
Ответ: Глаголы первой пары называют действия неодушевленных предметов (‘течь струями’, ‘колыхаться, колебаться от ветра, будучи развернутым или распущенным’). Для глаголов струиться, развеваться существуют семантические ограничения в образовании и употреблении форм. Их лексическое значение несовместимо с грамматическим значением 1 и 2 лица, а также повелительного наклонения. Это препятствует образованию таких форм в языке и употреблению их в повседневной речи. Данные формы возможны только в поэтической речи при создании олицетворенных образов природы, повествовании от лица предмета, а также при риторическом обращении к неодушевленному предмету.
5. С романом «Убийцы вы дураки» русского писателя Александра Ивановича Введенского (1904-1941) связано немало тайн. Одна из них состоит в том, что рукопись этого произведения была безвозвратно потеряна. Вторая тайна касается его названия. Объясните, как можно интерпретировать его и почему.
Ответ: Заглавие романа А.Введенского «Убийцы вы дураки» можно было бы интерпретировать примерно следующим образом: а) Убийцы! Вы – дураки или: Убийцы, вы дураки! (Убийцы – обращение, вы – подлежащее, дураки – именная часть составного сказуемого.) б) Убийцы вы, дураки! (Убийцы – именная часть составного сказуемого, вы – подлежащее, дураки – обращение.) в) Убийцы – вы, дураки! (Убийцы – подлежащее, вы – именная часть составного сказуемого, дураки – обособленное определение к вы.) г) Убийцы вы! Дураки! (Убийцы – именная часть составного сказуемого, вы – подлежащее, дураки – односоставное назывное предложение с «характеризующим» значением.) Возможны и другие, более специфические варианты истолкования приведенной фразы.
11. Прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Июльская ночь» (издание 1983 года) и ответьте на вопросы: а) каков лингвистический принцип построения этого стихотворения? б) с чем связана непоследовательность воплощения этого принципа? Исправьте текст так, чтобы принцип построения был прояснён.
Алый бархат вечереет, Горделиво дремлют ели, Жаждет зелень, и июль Колыбельной лаской млеет… Нежно отзвуки пропели…Разостлался синий тюль. Улетели феи – холить Царство чары шаловливой, Щебет едких эпиграмм. Начинает сны неволить, Миро льет нетерпеливый, Юга ясный фимиам.
Ответ: а) стихотворение написано по принципу акростиха, когда каждое новое слово начинается со следующей буквы алфавита: Алый бархат вечереет … и т. д.; б) непоследовательность воплощения этого принципа вызвана тем, что стихотворение было написано в старой орфографии; в) чтобы акростих был последовательным, нужно исправить: июль на iюль, едких на ѣдкихъ, миро на мvро, фимиам на ѳимиамъ; кроме того, поскольку буквы ъ, ы, ь слов не начинают, то в строке Начинает сны неволить они должны заканчивать каждое слово: НачинаетЪ снЫ неволитЬ.
12. Прочитайте примеры симплоки, приведенные ниже. Одним предложением дайте определение этому термину.
Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла. (Народная песня)
Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. (В. Лебедев-Кумач)
Море люблю с кораблями, Небо люблю с журавлями. (В. Боков)
Ответ. Симплока – синтез анафоры и эпифоры: тип повтора в смежных предложениях, причем повторяются как их начала, так и окончания. | |
| |
Просмотров: 4139 | | |
Всего комментариев: 0 | |