Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс 1. В каком слове все согласные звуки звонкие? а) мороз; б) южный; в) вглубь; 4) вдруг; 2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв? а) бурьян, только; б) дождь, деревья; в) ночью, юг; г) поющая, яростная.
3. Составьте пословицы (например:1-А) 1. Два медведя в одной берлоге А) не уживутся. 2. Худой мир - В) потер, она и отстала. 3. Бояться волков - Е) а он и алтын просит 4. Кто языком штурмует, З) не узнаешь и радости. 5. Не узнав горя, К) лучше доброй драки. 6. Где я лисой пройду, Л) там три года куры не несутся 7.Федюшке дали денежку, М) не много навоюет. 8. Лей на него масло - Н) да после не кори. 9. Лучше не дари, . Р) быть без грибов 10. Грязь не сало: О) скажет: деготь
4. Какое из предложений соответствует данной характеристике: «Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено однородными сказуемыми»? А) На станции я забежал в буфет выпить пива и не слыхал третьего звонка. Б) Несмотря на поздний час, в деревне не тушили огня и не спали. В) Луна стояла над крышей, но ее свет не затмевал звезд. Г) Домик, покрытый соломой, стоял на самом краю деревушки, которая утопала в зелени.
5. Определите, чем являются пары слов? А) безнравственный – аморальный (_____________ ); Б) победа – поражение (_______________ ); В) процесс – процессия (______________ ); Г) скат горы – поймать ската (_______________ )
6. Поставьте ударение в словах: бармен, гренки, облегчить, красивее, пурпур, откупорить, жаворонок.
7.Какой из вариантов, заключённых в скобках, вы считаете правильным? (нужный вариант запишите в виде словосочетания) а) Покупатель просил дать ему примерить (правый туфель – правую туфлю). б) В (табеле – табели) отмечается выполненная бригадой работа. в) Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс – правая рельса). г) Крыша сарая была покрыта (толем – толью). д) Лицо женщины было закрыто (чёрным вуалем – чёрной вуалью).
8.Определите значение слов : редут, картечь, бивак, басурманы. Узнали, из какого произведения эти слова? Укажите автора и название.
9.Вставь пропущенные буквы, посчитай количество орфограммам, обоснуй свой ответ: Раст…раешь, соб..раем, расст…лаются, выб..ру, забл..стит, охр…няет, заж…гаем, рассч…таешь, оч…руем, изв…няются, выб…раю, объед..ню, обл…гчаешь, нач…наются, к…саетесь, отр…жаете.
10. Расставь пропущенные знаки препинания, выполни полный синтаксический разбор выделенного предложения: Осенние листья по ветру кружат Осенние листья в тревоге вопят Все гибнет все гибнет! Ты черен и гол О лес наш родимый конец твой пришёл! Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны И зреет в нем сила для новой весны
11. Перед вами стихотворение В. Шефнера «Слово». Определите основную мысль стихотворения. Составьте сказку на основе того, о чем говорится в стихотворении. (При оценке работы будут учитываться оригинальность содержания, соответствие языковых средств заданному стилю, использование изобразительно-выразительных средств языка в творческой работе, логичность, композиционная стройность, грамотность). Много слов на земле. Есть дневные слова, – В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, - С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Пусть разменной монетой не служат они, - Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту… | |
| |
Просмотров: 1801 | |
Всего комментариев: 0 | |