5 класс

Олимпиадные задания по русскому языку

5 класс

1. В каком слове все согласные звуки звонкие?

а) мороз;

б) южный;

в) вглубь;

4) вдруг;

2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

а) бурьян, только;       

б) дождь, деревья;

в) ночью, юг;               

г) поющая, яростная.

 

3. Составьте пословицы  (например:1-А)

  1. Два медведя в одной берлоге     А) не уживутся.

2. Худой мир -                                       В) потер, она и отстала.

3. Бояться волков -                                 Е) а он и алтын просит                     

4. Кто языком штурмует,                        З) не узнаешь и радости.

5. Не узнав горя,                                    К) лучше доброй драки.

6. Где я лисой пройду,                           Л) там три года куры не несутся

7.Федюшке дали денежку,                     М) не много навоюет.     

8. Лей на него масло -                           Н) да после не кори.

9. Лучше не дари,                          .       Р) быть без грибов

10. Грязь не сало:                                   О) скажет: деготь

 

4. Какое из предложений соответствует данной характеристике:

«Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено однородными сказуемыми»?

А) На станции я забежал в буфет выпить пива и не слыхал третьего   звонка.

Б) Несмотря на поздний час, в деревне не тушили огня и не спали.

В) Луна стояла над крышей, но ее свет не затмевал звезд.

Г) Домик, покрытый соломой, стоял на самом краю деревушки, которая утопала в зелени.

 

5. Определите, чем являются пары слов?

А) безнравственный – аморальный (_____________ );

Б) победа – поражение (_______________ );

В) процесс – процессия  (______________ );

Г) скат горы – поймать ската (_______________ )

 

6. Поставьте ударение в словах:

бармен, гренки, облегчить, красивее, пурпур, откупорить, жаворонок.

 

7.Какой из вариантов, заключённых в скобках, вы считаете правильным? (нужный вариант запишите в виде словосочетания)

а) Покупатель просил дать ему примерить (правый туфель – правую туфлю).

б) В (табеле – табели) отмечается выполненная бригадой работа.

в) Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс – правая рельса).

г) Крыша сарая была покрыта (толем – толью).

д) Лицо женщины было закрыто (чёрным вуалем – чёрной вуалью).

 

8.Определите значение словредут, картечь, бивак, басурманы.

Узнали, из какого произведения эти слова? Укажите автора и название.

 

9.Вставь пропущенные буквы, посчитай количество  орфограммам, обоснуй свой ответ:

Раст…раешь, соб..раем, расст…лаются, выб..ру, забл..стит, охр…няет, заж…гаем, рассч…таешь, оч…руем, изв…няются, выб…раю, объед..ню, обл…гчаешь, нач…наются, к…саетесь, отр…жаете.

 

10. Расставь пропущенные знаки препинания, выполни полный синтаксический разбор выделенного предложения:

Осенние листья по ветру кружат

Осенние листья в тревоге вопят

Все гибнет  все гибнет! Ты черен и гол

О лес наш родимый конец твой пришёл!

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны

И зреет в нем сила  для новой весны

 

11. Перед вами стихотворение В. Шефнера «Слово». Определите основную мысль стихотворения. Составьте сказку на основе того, о чем говорится в стихотворении.

(При оценке работы будут учитываться оригинальность содержания, соответствие языковых средств заданному стилю, использование изобразительно-выразительных средств языка в творческой работе, логичность, композиционная стройность, грамотность).

Много слов на земле. Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту…

 

Категория: Русский язык | Добавил: филолог (16.02.2014)
Просмотров: 1801 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: