9 класс
1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
2. В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
3. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.
4. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке. Учился читать да писать, а выучился петь да...
5. Выпишите из данного списка только числительные. Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.
6. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать,метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах? 1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.
8. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения. 1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей - очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится... (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
9. Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается? Так спросил у озорного Кота Васи я: - Что же значит это слово: Ка-та-ва-си-я? Кот весьма любезен был -Объяснил наглядно: Всю посуду перебил И спросил: -Понятно?
10. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ. Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.
11. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью? «Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями». | |
| |
Просмотров: 1571 | |
Всего комментариев: 0 | |