Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010
Синтаксис и пунктуация
1.Образуйте словосочетания, поставив данные в скобках слова в нужном падеже (с предлогом или без предлога).
Беспокоиться (мать), помешать (армия), гордиться (успехи), известить (родители), оплатить (покупки), призывать (бунт), пожертвовать (жизнь), собраться (силы), не нуждаться (помощь), изъявить (согласие).
Ответ: беспокоиться о матери, помешать армии, гордиться успехами, известить родителей, оплатить покупки, призывать к бунту, пожертвовать жизнью, собраться с силами, не нуждаться в помощи, изъявить согласие.
2.К данным словам прибавьте зависимые, поставив их в нужном падеже.
Характерен (для кого?), убеждён (в чём?), типичен (для кого?), полон (чего?), уверен (в чём?), поражаюсь (чем?), удивляюсь (чему?), достиг (чего?), агитирую (за что?), упрекаю (в чём?), одеть (кого?), надеть (что?), сделать отчёт (о чём?), отдать отчёт (в чём?), удостоен (чего?), награждён (чем?), достоин (чего?).
Ответ: характерен для писателя, убеждён в своей правоте, типичен для героя, полон энергии, уверен в победе, поражаюсь способностями, удивляюсь таланту, достиг успеха, агитирую за порядочность, упрекаю в нечестности, одеть ребёнка, надеть пальто, сделать отчёт о работе, отдать отчёт в своём поступке, удостоен награды, награждён медалью, достоин уважения.
3.Исправьте ошибки, допущенные в предложениях.
1)Девочка была одета в длинном тёмном сарафане и белой кофточке. 2)Героя для спасения людей был готов пожертвовать всё. 3)Поэт убеждён в силы молодого героя. 4)В рассказе показана уверенность народа в победу над фашистами. 5)Нас беспокоит ваше заболевание ангины. 6)Вечером я буду заниматься с ремонтом велосипеда. 7)Девочка делится о своих переживаниях с матерью. 8)Этот мальчишка со всеми грубит. 9)Главным героем в поэме является молодой лейтенант. 10)Я оплатил за покупку и получил коньки. 11)В своём рассказе Валера описал о прекрасной природе Подмосковья.
Ответ. 1)Девочка была одета (во что?) в длинный тёмный сарафан и белую кофточку. 2)Героя для спасения людей был готов пожертвовать (чем?) всем. 3)Поэт убеждён (в чём?) в силах молодого героя. 4)В рассказе показана уверенность народа (в чём?) в победе над фашистами. В рассказе показана вера народа (во что?) в победу над фашистами. 5)Нас беспокоит ваше заболевание (чем?) ангиной. 6)Вечером я буду заниматься (чем?) ремонтом велосипеда. 7)Девочка делится (чем?) своими переживаниями с матерью. 8)Этот мальчишка со всеми (каков?) груб. Этот мальчишка (кому?) всем грубит. 9)Главным героем (чего?) поэмы является молодой лейтенант. 10)Я оплатил (что?) покупку и получил коньки. Я заплатил (за что?) за покупку и получил коньки. 11)В своём рассказе Валера описал (что?) прекрасную природу Подмосковья.
4.В данных словосочетаниях найдите синонимичные пары. Расскажите об их сходстве и различии, учитывая их строение и значение.
Улицы Москвы, меховая шапка, певец из Греции, греческий певец, кисель из вишни, шапка из меха, московские улицы, книга дедушки, стол для черчения, соловьиное пение, шаль в клетку, дедушкина книга, клетчатая шаль, пение соловья, чертёжный стол, вишнёвый кисель.
Ответ. Улицы Москвы – московские улицы, меховая шапка – шапка из меха, певец из Греции – греческий певец, кисель из вишни – вишнёвый кисель, книга дедушки – дедушкина книга, стол для черчения – чертёжный стол, соловьиное пение – пение соловья, шаль в клетку – клетчатая шаль. Данные словосочетания имеют разное строение (прил.+ сущ. и сущ. + сущ.), но значение имеют одно – предмет и его признак. В словосочетаниях прил. + сущ. определения согласованные, а в словосочетаниях сущ. + сущ. определения несогласованные.
5.Являются ли синтаксическими синонимами данные словосочетания?
Слесарные инструменты – инструменты слесаря, офицерские сапоги – сапоги офицера.
Ответ. Словосочетания «слесарные инструменты» и «инструменты слесаря» имеют не только разное строение, но и разное значение. «Инструменты слесаря» – инструменты, принадлежащие слесарю (чьи?). Значение словосочетания можно определить как «предмет и лицо, которому он принадлежит». Словосочетание «слесарные инструменты» имеет значение «предмет и его признак». Чтобы словосочетания оказались синонимичными, нужно существительное «слесаря» заменить притяжательным прилагательным. Прилагательные «слесарные» относительное и имеет значение «относящийся к работе слесаря». Это касается и словосочетаний «офицерские сапоги» и «сапоги офицера». Значение словосочетаний «сапоги офицера» – «предмет и лицо, которому он принадлежит», значение словосочетания «офицерские сапоги» – «предмет и его признак». Следовательно, указанные словосочетания не являются классическими синонимами.
6.Подберите синонимичные словосочетания к данным. Ко всем ли словосочетаниям можно подобрать синонимы?
1)Листья клёна, люстра из хрусталя, звуки весны, даль моря, вершины горы, вода родника, колесо автомобиля. 2)Зеркальная вода, дружная семья, зимние картины, серебряный иней, отцовский пиджак, закатные лучи, туманная полоса, свет луны.
Ответ. 1)Листья клёна – кленовые листья, люстра из хрусталя = хрустальная люстра, звуки весны – весенние звуки, даль моря – морская даль, вершины гор – горные вершины, вода родника – родниковая вода, колесо автомобиля – автомобильное колесо. В этой группе словосочетания синонимичны. 2)Зимние картины – картины зимы, отцовский пиджак – пиджак отца, закатные лучи – лучи заката, туманная полоса – полоса тумана, свет луны – лунный свет. Нельзя подобрать синтаксические синонимы к словосочетаниям «зеркальная вода», «дружная семья», «серебряный иней».
7.Постройте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов.
1)кинуть, бросить (палку, перчатку, тень, вызов, мяч), 2)красивый, симпатичный (голос, жест, стол, юноша, ребёнок, рисунок), 3)цена, вещь (высокая, дорогая, дешёвая, низкая).
Ответ. 1)кинуть палку, кинуть перчатку, кинуть мяч; бросить палку, бросить перчатку, бросить тень, бросить вызов, бросить мяч. 2)красивый голос, красивый жест, красивый стол, красивый юноша, красивый ребёнок, красивый рисунок; симпатичный юноша, симпатичный ребёнок. 3)высокая цена, низкая цена; вещь дорогая, вещь дешёвая.
8.Спишите, выбирая из скобок нужный глагол.
1)Выводы комиссии (расходятся, противоречат) с мнением коллектива лаборатории. 2)Ответ учащегося (свидетельствует, показывает) о его умении анализировать и обобщать материал. 3)Пропуски занятий (отразились, повлияли, сказались) на знаниях школьника. 4)Выступая на собрании, директор завода (остановился, охарактеризовал, указал, информировал, рассказал, поведал) о ходе выполнения годового плана.
Ответ. 1)Выводы комиссии расходятся с мнением коллектива лаборатории. 2)Ответ учащегося свидетельствует о его умении анализировать и обобщать материал. 3)Пропуски занятий отразились на знаниях школьника. 4)Выступая на собрании, директор завода информировал о ходе выполнения годового плана.
9.Из данных сочетаний слов выпишите только словосочетания. Выделите главное слово.
Видеть наверху, сидел и молчал, на станции, в степи, мальчик мечтал, олимпийский чемпион, увлечённо говорить, очень интересный, тринадцатый посетитель, весело и интересно, она красива, дом на набережной, разгорелась заря, близко от меня, посмотреть фильм, грамматическая основа, слово без приставки, в непроходимом лесу, борется и побеждает, обещал помочь, тускнеющая свеча, речка блестит, сквозь иней, в течение дня.
Ответ. Видеть наверху, олимпийский чемпион, увлечённо говорить, очень интересный, тринадцатый посетитель, дом на набережной, близко от меня, посмотреть фильм, грамматическая основа, слово без приставки, в непроходимом лесу, обещал помочь, тускнеющая свеча.
10.Распределите словосочетания в три группы. Каким принципом вы руководствовались?
Принять гостя, чужой родины, очень радостный, книга брата, раскрытые ворота, непридуманная история, верим в победу, живёт хорошо, топот ног, положительный опыт, готовиться к отъезду, неторопливо зашагал, по-весеннему свежий, нежно-зелёных листьев, платье невесты, очень близко, крайне болезненно.
Ответ. В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на: 1)глагольные, 2)именные, 3)наречные. 1)принять гостя, верим в победу, живёт хорошо, готовиться к отъезду, неторопливо зашагал. 2)чужой родины, очень радостный, книга брата, раскрытые ворота, непридуманная история, топот ног, положительный опыт, по-весеннему свежий, нежно-зелёных листьев, платье невесты. 3)очень близко, крайне болезненно.
11.Выпишите из текста наречия, определите их синтаксическую роль.
В Индии растёт дерево баньян. Оно поражает прежде всего размерами. В его благодатной тени можно легко спрятать десятка два автомобилей. Сотни человек в состоянии расположиться здесь без боязни, что кто-то окажется на жарком солнце. Ещё издали я обращаю внимание на верхушку дерева. Там сидят огромные грифы. Рядом головы орлов резко поворачиваются то вправо, то влево.
Ответ. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Прежде всего, легко, здесь, ещё, издали, там, рядом, резко, вправо, влево.
12.Определите синтаксическую роль выделенных слов.
1)Музыка зазвучала громче. 2)Мы стали говорить тише и вскоре замолчали. 3)Его голос громче, чем мой. 4)Все товары в этом магазине дороже. 5)Он продавал эту вещь дороже.
Ответ. 1)Музыка зазвучала громче. 2)Мы стали говорить тише и вскоре замолчали. 3)Его голос громче, чем мой. 4)Все товары в этом магазине дороже. 5)Он продавал эту вещь дороже.
13.Прочитайте отрывок из стихотворения И.А. Бунина. Определите, какой частью речи являются выделенные слова и какова их синтаксическая роль в предложении. Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождём осенним тлея, Чернеет тёмная листва.
Ответ. Не видно – категория состояния, сказуемое. Покорно – наречие, обстоятельство. Крепко – наречие, обстоятельство. Ниже и светлее – прилагательные в сравнительной степени, сказуемые. Под дождём осенним тлея – деепричастный оборот, обстоятельство.
14.Определите синтаксическую роль выделенных слов.
1)Оратор говорил горячо и взволнованно. 2)Море взволновано бурей. 3)Решение давно и до конца обдумано. 4)Ты поступаешь необдуманно. 5)По реке медленно двигалась тяжело груженная баржа.
Ответ. 1)Оратор говорил горячо и взволнованно. 2)Море взволновано бурей. 3)Решение давно и до конца обдумано. 4)Ты поступаешь необдуманно. 5)По реке медленно двигалась тяжело груженная баржа.
15.Прочитайте стихотворение «Страшно и скучно…» А.С. Пушкина. Определите синтаксическую роль выделенных слов. Страшно и скучно Здесь новоселье, Путь и ночлег. Тесно и душно. В диком ущелье – Тучи да снег. Небо чуть видно, Как из тюрьмы. Ветер шумит. Солнцу обидно.
Ответ. Страшно и скучно Здесь новоселье, Путь и ночлег. Тесно и душно. В диком ущелье – Тучи да снег. Небо чуть видно, Как из тюрьмы. Ветер шумит. Солнцу обидно.
Все сказуемые выражены словами категории состояния.
16.В данных предложениях найдите причастия (полные и краткие), определите их синтаксическую роль.
1)Небосвод человеческой истории усеян вечно горящими звёздами служения людям, мечтой о прекрасном будущем. 2)Газета «Известия» основана в 1917 году. 3)Растение агава завезено из Африки. 4)В Петербурге в газете «Русское слово» в 1862 году была помещена следующая заметка: «Единственная девушка, пожелавшая учиться в Медико-хирургической академии и подавшая прошение, к занятиям не допущена из-за коллективного протеста врачей-мужчин. Они серьёзно обеспокоены, что стоит дать женщинам изучить медицину, как они живо отобьют всю частную практику и оставят врачей-мужчин сидеть без куска хлеба.
Ответ. 1)Небосвод человеческой истории усеян (кр.прич.) вечно горящими (прич.оборот) звёздами служения людям, мечтой о прекрасном будущем. 2)Газета «Известия» основана (кр.прич.) в 1917 году. 3)Растение агава завезено (кр.прич.) из Африки. 4)В Петербурге в газете «Русское слово» в 1862 году была помещена (кр.прич. входит в состав сказуемого) следующая заметка: «Единственная девушка, пожелавшая учиться в Медико-хирургической академии и подавшая прошение, (прич. оборот) к занятиям не допущена из-за коллективного протеста врачей-мужчин. Они серьёзно обеспокоены, (кр.прич.) что стоит дать женщинам изучить медицину, как они живо отобьют всю частную практику и оставят врачей-мужчин сидеть без куска хлеба.
17.Спишите, раскрывая скобки, разберите по членам, расставьте знаки препинания.
1)Он всё сделал (по)моему. 2)Поезд шёл (по)летнему графику. 3)Выполните задание (по)быстрее. 4)Распахнутые настежь окна весело глядели куда(то) в сторону леса. 5)Весь день носились тяжёлые облака то открывая солнце то опять закрывая его.
Ответ. 1)Он всё сделал по-моему. 2)Поезд шёл по летнему графику. 3)Выполните задание побыстрее. 4)Распахнутые настежь окна весело глядели куда-то в сторону леса. 5)Весь день носились тяжёлые облака, то открывая солнце, то опять закрывая его.
18.Объясните ошибки в употреблении причастных оборотов, исправьте их, расставьте знаки препинания.
1)По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 2)Он не замечал ни лесов ни озёр заросшие кувшинкой. 3)Люди пользуются водой из колодца вытекающего из земных недр. 4)На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. 5)Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещён яркими лучами солнца. 6)На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
Ответ. В предложениях допущены ошибки, связанные в основном с согласованием причастий и определяемого слова и местоположением причастного оборота. 1)По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшими от пыли листьями. 2)Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросших кувшинкой. 3)Люди пользуются водой из колодца, вытекающей из земных недр. 4)На деревьях, растущих около дома, распустились первые листочки. 5)Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и освещённому яркими лучами солнца. 6)На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер.
19.Устраните речевые ошибки в данных предложениях. 1)Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до вечера. 2)Мы ступаем на тропинку, которые прикрывают кустики вереска, который славится своими чудесными свойствами. 3)Мы плывём по реке, которую освещает луна, которая кругла, как шар. 4)Мы опускаем руки в воду, которая струится сквозь пальцы, которые тотчас деревенеют от холода.
Ответ. Для устранения ошибок в предложениях нужно одно из сочетаний с повторяющимся словом «который» заменить причастным оборотом. 1)Наступает осень, которая приносит дожди, льющие с утра до вечера. Наступает осень, приносящая дожди, которые льют с утра до вечера. 2)Мы ступаем на тропинку, прикрытую кустиками вереска, который славится своими чудесными свойствами. Мы ступаем на тропинку, которую прикрывают кустики вереска, славящегося своими чудесными свойствами. 3)Мы плывём по реке, освещаемой луной, которая кругла, как шар. Мы плывём по реке, которую освещает луна, круглая, как шар. 4)Мы опускаем руки в воду, струящуюся сквозь пальцы, которые тотчас деревенеют от холода. Мы опускаем руки в воду, которая струится сквозь пальцы, тотчас деревенеющие от холода.
20.Исправьте пунктуационные ошибки.
1)Николай Озеров, комментируя матч вёл репортаж с арены стадиона в Лужниках. 2)По сигналу судьи, спортсмены, оттолкнувшись от опоры ринулись вперёд. 3)По традиции, выстроившись в середине поля команды приветствовали друг друга. 4)Орёл с отдалённой поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.
Ответ. 1)Николай Озеров, комментируя матч, вёл репортаж с арены стадиона в Лужниках. 2)По сигналу судьи, спортсмены, оттолкнувшись от опоры, ринулись вперёд. 3)По традиции, выстроившись в середине поля, команды приветствовали друг друга. 4)Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.
21.Найдите в предложениях фразеологизмы. Какими членами предложения они являются?
1)Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед ними, низко кланяясь и улыбаясь. 2)В ту пору он держался в стороне от товарищей и слыл среди них за человека себе на уме. 3)Смеётся Максим-то: «Больно уж забавно глядеть, как люди от пустяка в страхе бегут сломя голову!» 4)Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. 5)Нечего человека за язык тянуть.
Ответ. 1)Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед ними, низко кланяясь и улыбаясь. 2)В ту пору он держался в стороне от товарищей и слыл среди них за человека себе на уме. 3)Смеётся Максим-то: «Больно уж забавно глядеть, как люди от пустяка в страхе бегут сломя голову!» 4)Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. 5)Нечего человека за язык тянуть.
22.Найдите в предложениях устойчивые сочетания. Какими членами предложения они являются?
1)И там сунуть придётся, и в другом месте барашка в бумажке подарить (М.Е. Салтыков-Щедрин). 2)На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины (В.Г. Белинский). 3)Потерял боец кисет, заискался, – нет и нет… Посмотрел с тоской вокруг: – Без кисета как без рук (А.Т. Твардовский). 4)Так бесконечно далеко был этот госпиталь, на Васильевском острове, – на краю света! (В.А. Каверин). 5)Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили многое (А.С. Пушкин). 6)И солдаты после тридцативёрстного перехода не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились (Л.Н. Толстой). 7)Иван Петрович отправился в Петербург с лёгким сердцем (И.С. Тургенев).
Ответ. Различного вида устойчивые сочетания в предложениях выполняют разную синтаксическую роль. 1)И там сунуть придётся, и в другом месте барашка в бумажке подарить (М.Е. Салтыков-Щедрин). 2)На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины (В.Г. Белинский). 3)Потерял боец кисет, заискался, – нет и нет… Посмотрел с тоской вокруг: – Без кисета как без рук (А.Т. Твардовский). 4)Так бесконечно далеко был этот госпиталь, на Васильевском острове, – на краю света! (В.А. Каверин). 5)Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили многое (А.С. Пушкин). 6)И солдаты после тридцативёрстного перехода не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились (Л.Н. Толстой). 7)Иван Петрович отправился в Петербург с лёгким сердцем (И.С. Тургенев).
23.Распределите предложения на две группы (какие?), запишите. Объясните постановку знаков препинания.
1)Уссурийская мошка истинный бич тайги. 2)Охотское море суровое, холодное, бурное. 3)Весенний вечер насыщен ароматами первых трав. 4)Байкал самое глубокое озеро в мире. 5)И вода в нём самая прозрачная, самая чистая. 6)Аллеи тихие пустынны, пруды листвой занесены. 7)Песчаные пустыни единственное движущиеся пространства суши.
Ответ. Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если главные члены выражены именами существительными, числительными, инфинитивами. 1)Уссурийская мошка – истинный бич тайги. 2)Охотское море суровое, холодное, бурное. 3)Весенний вечер насыщен ароматами первых трав. 4)Байкал – самое глубокое озеро в мире. 5)И вода в нём самая прозрачная, самая чистая. 6)Аллеи тихие пустынны, пруды листвой занесены. 7)Песчаные пустыни – единственное движущиеся пространства суши.
24.Сопоставьте предложения, определите их структуру. Объясните постановку знаков препинания.
1)Сад, неухоженный, заросший кустарником, – любимое место игр ребятишек. 2)Ветер, тучи, нависшие с утра, – всё это омрачало настроение экскурсантов.
Ответ. В обоих предложениях сочетаются запятая и тире, запятыми выделяются причастные обороты. В первом предложении тире ставится между подлежащим и сказуемым, так как они выражены существительными, во втором предложении тире ставится перед обобщающим словом после однородных членов.
25.Объясните, почему в предложениях перед союзом И нет запятой.
1)Левин слушал брата и решительно ничего не понимал и не хотел понять (Л.Н. Толстой). 2)Он улыбался то приветливо и недоверчиво, то презрительно и простодушно и всякий раз поправлял при этом старый широкий ремень на шинели (К.Г. Паустовский).
Ответ. В первом предложении три однородных сказуемых группируются по смыслу (слушал и не понимал и не хотел понять). Во втором предложении союз «и» попарно соединяет однородные обстоятельства (то приветливо и недоверчиво, то презрительно и простодушно) и два однородных сказуемых (улыбался и поправлял).
26.Прочитайте отрывок из «Медного всадника» А.С. Пушкина и подумайте, почему два последних в ряду однородных члена не разделяются запятой. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой\ Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.
Ответ. Однородные члены «шипенье пенистых бокалов» и «пунша пламень голубой» нельзя разделить запятыми, так как имеется общее для них обстоятельство «в час пирушки холостой».
27.Объясните постановку запятой или её отсутствие перед союзом «да».
1)Неправдой свет пройдёшь да назад не воротишься. 2)Красная ягодка да на вкус горька. 3)Мал ёрш да колюч. 4)Без нитки да иголки шубы не сошьёшь. 5)Мал золотник да дорог.
Ответ. Сочинительный союз «да» может быть по значению соединительным (=и) и противительным (=но). Запятая ставится в зависимости от значения союза: перед соединительным союзом не ставится, перед противительным – ставится. 1)Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься. (да = но) 2)Красная ягодка, да на вкус горька. (да = но) 3)Мал ёрш, да колюч. (да = но) 4)Без нитки да иголки шубы не сошьёшь. (да = и) 5)Мал золотник, да дорог. (да = но)
28.Прочитайте стихотворные строки и определите роль союза «И».
1)Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, то пахнет не сосна А зной и сухость солнечного света. И.А. Бунин
2)Я лопухи любила и крапиву, Но больше всех серебряную иву. И, благодарная, она жила Со мной всю жизнь, плакучими ветвями Бессонницу овеивала снами. А.А. Ахматова
Ответ. Союзы могут не только соединять однородные члены и части сложного предложения, но и связывать иногда самостоятельные предложения в тексте. Союзы выступают как средства связи предложений в тексте. В данных отрывках союз «и» соединяет однородные члены (зной и сухость, лопухи и крапиву), а также самостоятельные предложения.
29.Спишите предложения в таком порядке: 1)сложносочинённые; 2)сложноподчинённые.
1)Гроза прошла, и ветка белых роз в лицо мне дышит ароматом. 2)В льдистом, необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял. 3)Там, где есть открытый ум и крепкая рука, всегда будет передний край. 4)Кто раз полюбил науку, тот любит её всю жизнь и никогда с ней не расстанется добровольно. 5)То сам себя не поднимал я, то мир меня не понимал. 6)Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой. 7)Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь. 8)В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях. 9)Мы богаты только тем, что даём, и бедны только тем, в чём отказываем. 10)Никакая привычка не цепляется за вас, если вы за неё не цепляетесь.
Ответ. Сложносочинёнными называются сложные предложения, в которых равноправные по смыслу простые предложения связываются сочинительными союзами. Сложноподчинёнными называются сложные предложения, в которых одна часть (придаточное предложение) связывается с главным предложением с помощью подчинительных союзов. Сложносочинённые предложения: 1, 2, 5, 6, 8. Сложноподчинённые предложения: 3, 4, 7, 9, 10.
30.Докажите, что части данных сложноподчинённых предложений соединяются союзными словами.
1)Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей (А.С Пушкин). 2)Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть (Л.Н. Толстой). 3)Сначала я не мог отдать себе отчёта, что именно было (В.Г. Короленко) 4)В предвечерней тишине ясно слышишь всё, о чём поёт земля (М. Горький). 5)Настала минута, когда я понял всю цену этих сов (И.А. Гончаров).
Ответ. В сложноподчинённых предложениях роль союза, соединяющего части сложного предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, когда, откуда, почему, отчего, зачем, как). Они называются союзными словами. В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос. 1)Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей (жил где? – где) 2)Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть (решил выиграть кто? – кто) 3)Сначала я не мог отдать себе отчёта, что именно было (было что? – что) 4)В предвечерней тишине ясно слышишь всё, о чём поёт земля (поёт о чём? – о чём) 5)Настала минута, когда я понял всю цену этих слов (понял когда? – когда).
31.Сопоставьте два четверостишия из стихотворения И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом «синея», а во втором слово «синея» выделяется с обеих сторон.
1)К прибрежью моря длинная аллея Ведёт вдали как будто в небосклон: Там море подымается, синея Меж позабытых мраморных колонн…
2)Вечерняя безмолвная аллея Зовёт меня к скалистым берегам, Где море подымается, синея, К пустынным и далёким небесам.
Ответ. В первом четверостишии деепричастие «синея» выступает как главное слово в деепричастном обороте «синея меж позабытых мраморных колонн». Во втором деепричастие не имеет при себе зависимых слов. Словосочетание «к пустынным и далёким небесам» относится к сказуемому «подымается».
32.Прочитайте предложения и объясните, почему деепричастный оборот, стоящий после союза «но», в первом предложении отделяется от него запятой, а во втором нет.
1)Велосипедист ехал, не сбавляя скорости, но, посмотрев вправо, вдруг резко затормозил. 2)Девочка бежала быстро, спотыкаясь о кочки, но не теряя равновесия.
Ответ. В первом предложении деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, соединённым союзом «но». Во втором предложении деепричастные обороты относятся к одному и тому же союзу, являются однородными и соединяются союзом «но».
33.Разберите предложения по членам, расставив знаки препинания.
1)Сергей вошёл потирая руки и кивнув мне уселся рядом. 2)Сверкая и искрясь осыпался иней с древесных вершин сбитых падением самолёта. 3)Лошади вытянувшие чёрные головы и всадники согнувшиеся над ними показывались на мгновение на более светлом фоне неба и тотчас исчезали во тьме перевалив в низину. 4)Лермонтов поэт поражающий силой таланта и очень грустно думать о его ранней гибели прервавшей творчество в самом расцвете. 5)Никто не знал куда ушли ребята.
Ответ. 1)Сергей вошёл, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом. 2)Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолёта. 3)Лошади, вытянувшие чёрные головы, и всадники, согнувшиеся над ними, показывались на мгновение на более светлом фоне неба и тотчас исчезали во тьме, перевалив в низину. 4)Лермонтов – поэт, поражающий силой таланта, и очень грустно думать о его ранней гибели, прервавшей творчество в самом расцвете. 5)Никто не знал, куда ушли ребята.
34.Из данного текста (знаки препинания не поставлены) выпишите предложение, соответствующее схеме: [], как (), но [].
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями чтобы поймать ту незаметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том как шуршат падающие листья но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали то только на земле под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным как рассказы о том что весной слышно как прорастает трава. По К.Г. Паустовскому
Ответ. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука.
35.Прочитайте отрывок из стихотворения С.Д. Дрожжина. Расставьте знаки препинания и составьте схему предложения. Дайте характеристику каждого простого предложения в составе сложного.
Уснули поля над туманом Покрылася травка росой И звёзды стоят караваном Блистая над сонной землёй.
Ответ. Уснули поля над туманом, Покрылася травка росой, И звёзды стоят караваном, Блистая над сонной землёй.
Это предложение сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений. Первое предложение простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое; второе – простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое; третье – простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено деепричастным оборотом. Источник: http://Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010 | |
| |
Просмотров: 8709 | | |
Всего комментариев: 0 | |