Вариант 104

Вариант 104

 

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

 

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы... (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.

(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря – в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.

(7)Над кораблями, над морем привычно носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка приметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду.

(13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные.

(14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть – раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция – это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.

(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.

(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26)Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

– (31)Плыви, – сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море...

(33)Славка был счастлив.

(По В.П. Крапивину)*

 

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – советский писатель, автор книг о детях и для детей.

 

2. Почему автор утверждает, что «гибнущие корабли надо спасать» в любом случае?

 

1)По мнению автора, герой должен спасать корабли, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

2)По мнению автора, гибель любого, даже игрушечного корабля наносит невосполнимый ущерб флоту.

3)Автор думает, что любой корабль — это тонкое, изящное произведение искусства, и его нужно ценить.

4)Автор с большим уважением относится к кораблям и морскому делу, в котором взаимовыручка имеет особенно важное значение.

 

Ответ: ________________________________________________

 

3.В каком варианте ответа указано средство выразительности речи, использованное в предложении 2: «Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы...»

 

1)просторечные слова

2)синонимы

3)антонимы

4)метафора

Ответ: ________________________________________________

 

4. Из предложений 14 – 20 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

 

Ответ: ________________________________________________

 

5.Из предложений 2 – 6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном пишется НН, если оно образовано при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н-»?

 

Ответ: ________________________________________________

 

6. Замените просторечное выражение РАЗ ПЛЮНУТЬ в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _____________________________________________

 

7. Замените словосочетание КАМЕННАЯ ПЛИТА (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: __________________________________________________

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

 

Ответ: ____________________________________________

 

9. Среди предложений 5 – 9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, (1) что не будет купаться. Можно, (2) конечно, (3) успокоить совесть тем, (4) что спасательная экспедиция – это не купание, (5) но лучше сначала попробовать другой способ.

 

Ответ: ______________________________________________________

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Он дано хотел похожий кораблик, (1) мечтал, (2) как будет пускать его в заливе. Но ведь не для него, (3) Славки, (4) его строили, (5) а для того, (6) чтоб плыл по морям и океанам.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

13. Среди предложений 12 – 17 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

14.Среди предложений 18 – 24 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________

 

Категория: Варианты | Добавил: филолог (01.05.2015)
Просмотров: 3471 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: