Вариант 37

Вариант 37

 

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

 

(1)Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову; лицо спокойно, даже умиротворённо. (2)Одета бедно, в кургузое пальтишко и тёплые, не по сезону ботинки; на голове – серый обтёрханный платок. (3)Неожиданно подхватывается:

– (4) Что, ещё не Рамень?

(5)Потом садится и, увидев, что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:

– (6)Вот враг!.. (7)Ну надо же!

– (8)Грибной дождик – чем он вам помешал?

(9)Она смотрит недоуменно и, сообразив, что перед ней горожане, поясняет:

– (10)Для хлебов он теперь не нужон. – (11)И с мягкой укоризной, весело: – (12)Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

(13)Невысокая,  загорелая, морщинистая.  (14)Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти, наверное, не меньше, но ещё довольно живая. (15)И руки заскорузлые, крепкие. (16)Во рту спереди торчат два жёлтых зуба.

(17)Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.

(18)Сама она из-под Иркутска. (19)Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого. (20)Ездила в Москву насчёт пенсии, да к тому же, как выясняется, – без билета. (21)И нет у неё ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...

– (22)Как же так, без билета? (23)И не ссадили?.. – удивляются вокруг. – (24)А контроль-то был?

– (25)Два раза приходил. (26)А что контроль?.. – слабо улыбается она. – (27)Контроль тоже ведь люди. (28)Кругом люди!.. – убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: – (29)Я ведь не так, я по делу...

(30)В этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...

(31)Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться – уму непостижимо. (32)Но ей верят. (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.

(34)Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, охотно жамкает своими двумя зубами.

(35)Меж тем за  окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

(36)И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:

– (37)Батюшки, красота-то какая!.. (38)Нет, вы поглядите...

(По В. Богомолову)*

*Богомолов Владимир Осипович – русский советский писатель, очеркист. Участник Великой Отечественной войны, награждён орденами и медалями. Автор получивших широкую известность и переведённых на десятки языков произведений: романа «Момент истины» («В августе сорок четвёртого...»), повестей «Иван», «Зося» и многих рассказов.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старушке удалось «проехать без билета» через половину России?»

1)Никто не решился обмануть веру старушки в то, что жизнь строится на человеческом отношении людей друг к другу.

2)Старушка могла доказать, что она ездила в Москву по серьёзному делу, и её пропускал железнодорожный контроль.

3)Старушка, как очень старая женщина, потерявшая родственников, имела право проехать без билета.

4)Старушка пользовалась доверчивостью людей, в том числе и железнодорожных контролёров.

 

Ответ: _____________________________________________

 

3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?

1) (13)  Невысокая,   загорелая,   морщинистая. (15) И руки заскорузлые, крепкие.

2) (17)Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.

3) (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.

4) (35)Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

 

Ответ: ______________________________________________

 

4. Из предложений 16–17 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).

 

Ответ: ___________________________________________________

 

5. Из предложений 1–4 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано».

 

Ответ: ___________________________________________________

 

6. Замените просторечное слово ОБТЁРХАННЫЙ в предложении 2 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _____________________________________________

 

7. Замените словосочетание ОХОТНО ЖАМКАЕТ (предложение 34), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: __________________________________________________

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

 

Ответ: ____________________________________________

 

9. Среди предложений 5 – 12 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

Невысокая,(1) загорелая,(2) морщинистая. Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти,(3)наверное,(4) не меньше,(5) но ещё довольно живая.

 

Ответ: ______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.

 

Сын погиб,(1) а дочь умерла,(2) и родных – никого. Ездила в Москву насчёт пенсии,(3) да к тому же,(4) как выясняется,(5) – без билета.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

13.Среди предложений 29–33 найдите сложное предложение с разными видами связи(бессоюзной и союзной подчинительной) между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________

 

14. Среди предложений 34–38 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________

 

Категория: Варианты | Добавил: филолог (06.04.2015)
Просмотров: 2196 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: