Вариант 39

Вариант 39

 

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

 

(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка — не похожая ни на что.

(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

— (12)Это что?

— (13)Это бриг «Меркурий». (14) Копия картины художника Айвазовского. — (15)Что тебя испугало?

(16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не испугало. (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…
— (19)Почему рваные паруса?

— (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

— (23)Что такое "бриг"?

— (24)Ты же сам видишь — корабль…

— (25)Нет, почему "бриг"?

— (26)Ты меня уморишь, — сказала мама.

(27)Она не понимала!  (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про тайну, связанную с этим лунным морем, про что-то загадочное. (30)А где их разгадка?

(31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

— (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

(34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38)С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание — надолго и без оглядки…

 (По В. Крапивину)

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик «не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта»?»

 

1)Воинственный вид огромного корабля внушил герою страх, но Славка боялся признаться в этом маме.

2)Картина поразила героя, так как напомнила ему о том, о чём он давно мечтал, — о море и парусниках.

3)Герой боялся, что его разговор с мамой кто-нибудь услышит и будет над ним смеяться.

4)Герой оказался во власти бурных эмоций, но  их чрезмерным проявлением он боялся помешать окружающим.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».

 

1)сравнительный оборот

2)аллегория

3)фразеологизм

4)метафора

 

Ответ: ______________________________________________________

 

4. Из предложения 4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей за ней буквой.

 

Ответ: ______________________________________________________

 

 

5. Из предложений 8—10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на , пишется НН».

 

Ответ: _________________________________________________

 

6. Замените слово УМОРИШЬ в предложении 26 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _____________________________________________

 

7. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ (предложение 16), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: __________________________________________________

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

 

Ответ: ____________________________________________

 

9. Среди предложений 27—31 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

 

Просто он не хотел говорить громко,(1) когда рядом тайна,(2) мечта…

 — Почему рваные паруса?

 — Кажется,(3) после боя.

 

Ответ: ______________________________________________________

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

 

Мама,(1) вздохнув,(2) повела Славку в библиотеку. Там она отыскала старую книгу,(3)которая называлась «Морской словарь».

— Если хочешь и есть ещё вопросы,(4) читай и разбирайся.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

13. Среди предложений 32—37 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ____________________________________________________________

 

14. Среди предложений 19—23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________

 

Категория: Варианты | Добавил: филолог (06.04.2015)
Просмотров: 2286 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 3.6/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: