Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.
(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка — не похожая ни на что. (11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил: — (12)Это что? — (13)Это бриг «Меркурий». (14) Копия картины художника Айвазовского. — (15)Что тебя испугало? (16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не испугало. (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта… — (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил. — (23)Что такое "бриг"? — (24)Ты же сам видишь — корабль… — (25)Нет, почему "бриг"? — (26)Ты меня уморишь, — сказала мама. (27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про тайну, связанную с этим лунным морем, про что-то загадочное. (30)А где их разгадка? (31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь». — (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся. (34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38)С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание — надолго и без оглядки… (По В. Крапивину)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик «не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта»?»
1)Воинственный вид огромного корабля внушил герою страх, но Славка боялся признаться в этом маме. 2)Картина поразила героя, так как напомнила ему о том, о чём он давно мечтал, — о море и парусниках. 3)Герой боялся, что его разговор с мамой кто-нибудь услышит и будет над ним смеяться. 4)Герой оказался во власти бурных эмоций, но их чрезмерным проявлением он боялся помешать окружающим.
Ответ: ____________________________________________________
3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».
1)сравнительный оборот 2)аллегория 3)фразеологизм 4)метафора
Ответ: ______________________________________________________
4. Из предложения 4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей за ней буквой.
Ответ: ______________________________________________________
5. Из предложений 8—10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».
Ответ: _________________________________________________
6. Замените слово УМОРИШЬ в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________________________
7. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ (предложение 16), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.
Ответ: ____________________________________________
9. Среди предложений 27—31 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Просто он не хотел говорить громко,(1) когда рядом тайна,(2) мечта… — Почему рваные паруса? — Кажется,(3) после боя.
Ответ: ______________________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _____________________________________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Мама,(1) вздохнув,(2) повела Славку в библиотеку. Там она отыскала старую книгу,(3)которая называлась «Морской словарь». — Если хочешь и есть ещё вопросы,(4) читай и разбирайся.
Ответ: _____________________________________________________
13. Среди предложений 32—37 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________________
14. Среди предложений 19—23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________________________________
| |
| |
Просмотров: 2286 | | |
Всего комментариев: 0 | |