Вариант 49
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.
(1)Однажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. (3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком. (6)Поезд тронулся, находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, я был молод и в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою. — (11)Вот оно! — сказал я себе, поднимаясь. — (12)Люди в опасности. (13)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать. (14)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев. — (15)Ага! — заорал он. — (16)Иностранец! (17)Тебе нужно поучиться японским манерам! (18)Сейчас я проучу тебя! — (19)Он приготовился наброситься на меня. (20)За какую-то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крикнул: «Эй!» (21)Мы уставились на маленького пожилого японца. (22)Ему явно было за семьдесят; этот небольшого роста джентльмен сидел в своем безукоризненно чистом кимоно[1]. (23)Он не обратил никакого внимания на меня, но его лицо лучилось навстречу работяге, словно у него был какой-то очень важный секрет, которым он собирался, видимо, с ним поделиться. — (24)Иди-ка сюда, — обратился старик к забияке и помахал ему рукой. — (25)Иди сюда и поговори со мной. (26)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс. — (27)С какой это стати я стану с тобой разговаривать? (28)Старик продолжал лучезарно улыбаться. — (29)Ты едешь домой? — спросил он, и его глаза засветились любопытством. — (30)Тебя это не касается! — прорычал тот в ответ. — (31)О, это прекрасно, — ответил старик. — (32)Каждый вечер мы с женой (ей семьдесят шесть) идём в сад и садимся на деревянную скамейку. (33)Мы наблюдаем за закатом и смотрим, как поживает наша хурма. (34)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. (35)Однако наше дерево перенесло всё даже лучше, чем я ожидал. (36)Очень приятно наблюдать за ним, и мы с удовольствием проводим вечера на улице, даже если идёт дождь! — (37)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк. (38)Когда мужчина вслушивался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались. — (39)Да, — сказал он. — (40)Я тоже люблю хурму… — (41)Его голос стих. — (42)Понимаю, — сказал старик, — и я уверен, что у тебя прекрасная жена. — (43)Нет, — ответил трудяга. — (44)Моя жена умерла. — (45)Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. — (46)У меня нет жены, у меня нет дома, у меня нет работы. (47)Мне так горько и стыдно за себя. — (48)По его щекам катились слёзы, спазм отчаяния пробежал по телу. — (49)Да, — говорил старик, — ты действительно оказался в тяжёлом положении. (50)Присядь сюда и расскажи мне всё. (51)Поезд подошёл к моей станции, и я вышел из вагона. (52)То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами. (По Терри Добсону)*
*Терри Добсон (1937–1992) — американский специалист-практик айкидо, написал несколько книг, посвящённых этому искусству.
2. Какой вариант ответа является продолжением утверждения: «Старику японцу удалось успокоить грубияна, потому что…» 1)он заговорил с грубияном. 2)он поделился с грубияном каким-то секретом. 3)оказалось, что оба они любят хурму. 4)он проявил чуткость и сострадание к грубияну.
Ответ: ___________________________________________
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1)(26)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс. 2)(2)Наш вагон был относительно пуст – в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. 3) – (27)С какой это стати я стану с тобой разговаривать? 4)(37)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
Ответ: _________________________________________________
4. Из предложений 26–27 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
Ответ: _________________________________________________
5. Из предложения 3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
Ответ: _________________________________________________
6. Замените разговорное выражение С КАКОЙ СТАТИ? в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________________________
7. Замените словосочетание ДЕРЕВЯННАЯ СКАМЕЙКА (предложение 32), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.
Ответ: ____________________________________________
9. Среди предложений 6–10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он не обратил никакого внимания на меня,(1) но его лицо лучилось навстречу работяге,(2)словно у него был какой-то очень важный секрет,(3) которым он собирался, (4) видимо,(5) с ним поделиться.
Ответ: ______________________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _____________________________________________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Это дерево посадил ещё мой прадедушка,(1) и жена с удовольствием ухаживает за ним,(2)только беспокоится,(3) оправится ли оно от прошлогодних морозов.
Ответ: _____________________________________________________
13. Среди предложений 11–14 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________
14.Среди предложений 20–23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________________________________
[1] Кимоно – традиционная мужская и женская одежда японцев. | |
| |
Просмотров: 1593 | | |
Всего комментариев: 0 | |