Вариант 96

Вариант 96

 

1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

 

(1)Солнце ещё не начало как следует припекать, а дед Никита уже устроился на завалинке. (2)Он разложил связки лыка, незаконченный лапоть, но приостановился и, наклонив голову, прислушался. (3)На дорогу из-за угла выбежала стайка мальчуганов, босых, в холстинных штанах и цветных рубашках. (4)Впереди, отдельно, шёл мальчик в белой майке. (5)Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. (6)Другие же мальчики, наоборот, загорели до черноты, а волосы их, выбеленные солнцем, походили на светлый лён.

            (7)Дед Никита поднял голову.

            (8) – Ты чей же будешь? – спросил он новенького.

            (9) – Антона, дедушка, – наперебой закричали мальчишки, – в Минске который жил. (10)Он приехал к бабушке Ульяне. (12)Мамку у него на войну взяли, она командир.

            (12) – Как это можно? (13)Баба она или нет?

            (14)Мальчик в майке строго поглядел на деда.

            (15) – Как это – баба? – спросил он с недоумением. – (16)Моя мама врач, её мобилизовали, она теперь старший лейтенант и на фронт уехала. (17)А бабушка Ульяна – мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.

            (18) – Мамка на фронте, а сам… (19)Гуса-ак, – насмешливо протянул самый высокий мальчик и, засунув два пальца в рот, громко свистнул прямо в лицо новенькому.

            (20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)Он обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.

            (23) – Чего тебя гусаком-то дразнят? – спросил дед.

            (24) – Меня зовут Саша, – отвечал он. – (25)А гусака я не заметил, он сбоку стоял. (26)Ну и подпрыгнул, когда он зашипел. (27)А они смеются, что я трус. (28)И про маму… (29)Я теперь и сам с ними дружить не хочу. (30)Я сюда один поездом приехал, а теперь один и уеду.

            (31)Саша, договорив, отвернулся и, высоко подняв голову, пошёл назад по дороге.

            (32)Домой уеду, – повторил он упрямо. – (33)Сейчас!

            (34)Но тут кто-то потянул его за руку. (35)Мальчик оглянулся: перед ним, смущённо улыбаясь, стоял голубоглазый Ивашка, за ним, кучкой, – все ребята. (36)Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.

            (37) – Идём с нами раков ловить, – проговорил Ивашка. – (38)Их там страсть сколько.

                                                                       (По С. Радзиевской)*

 

*Радзиевская Софья Борисовна – советская детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Писала о природе, о войне, о приключениях, но главное – о настоящих человеческих ценностях. Наиболее известные произведения – «Рассказы о животных», «Джумбо», «Болотные робинзоны». 

   

2. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор может относиться к Саше с уважением?»

 

1)(10)Он приехал к бабушке Ульяне. (11)Мамку у него на войну взяли, она командир.

2)(17)А бабушка Ульяна – мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.

3)(20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить.

4)(29)Я теперь и сам с ними дружить не хочу. (30)Я сюда один поездом приехал, а теперь один и уеду.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика.

 

1) – Антона, дедушка, – наперебой закричали мальчишки, – в Минске который жил.

2) – Как это – баба? – спросил он с недоумением.

3) Ну и подпрыгнул, когда он зашипел.

4) Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.

 

Ответ: _________________________________________________________

 

4. Из предложений 16 – 20 выпишите слово, в котором правописание приставки объясняется правилом: «Перед глухим согласным пишется С».

 

Ответ: _________________________________________________________

 

5. Из предложений 3 – 6 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на –Н при помощи суффикса –Н-, пишется НН».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

6. Замените просторечное выражение СТРАСТЬ СКОЛЬКО в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _____________________________________________

 

7. Замените словосочетание В ХОЛСТИННЫХ ШТАНАХ (предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: __________________________________________________

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

 

Ответ: ____________________________________________

 

9. Среди предложений 1—4 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

Впереди,(1) отдельно,(2) шёл мальчик в белой майке. Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. Другие же мальчики,(3) наоборот,(4) загорели до черноты,(5) а волосы их,(6) выбеленные солнцем, (7) походили на светлый лён.

 

Ответ: ______________________________________________________

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.

Ребята расхохотались,(1) а новенький стоял растерянный,(2) не зная,(3) что ответить. От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, (4) и это смутило его ещё больше. Он вспыхнул, (5) сделал шаг вперёд.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

13. Среди предложений 11—18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

14.Среди предложений 25—31 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________

Категория: Варианты | Добавил: филолог (01.05.2015)
Просмотров: 2477 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 3.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: